ruarenfrdehiitjaplptesuk

Первую часть интервью с Жаком Пайе можно прочитать здесь ::

Итак, мы уяснили, что айкидо не для драки. Но, возможно, оно не подходит и для самообороны, а направлено, скорее, на самосовершенствование?

Жак Пайе сенсей: Но оно берет начало от самурайских принципов, сквозь призму которых должно рассматриваться не как развлечение или спорт, а как самая важная вещь в вашей жизни, которая требует очень серьезного отношения.

А если кто-либо, преуспевший в айкидо (не важно в каком стиле - Айкикай или Есинкан), достигший чистоты мыслей, начнет заниматься карате или боксом, станут ли его техники более эффективными? Сможет ли человек, прошедший школу айкидо и заинтересованный в самообороне, достичь более высоких результатов благодаря своей внутренней подготовке?

Жак Пайе сенсей: Да, сможет, если он морально подготовлен. Также он сможет с легкостью использовать принципы айкидо. И техники айкидо… Когда я был в Соединенных Штатах Америки, я знал многих инструкторов, которые использовали видоизмененное айкидо. Они применяли его для боя. Мой друг работал в полиции и к технике Никадзё мог добавить удар ногой, кулаком или коленом. Он использовал удары со всеми техниками, и это работало. Сделать техники прикладными очень просто. Например, выполняя Котэ-гаэси, вы можете нанести удар кулаком и ногой. Но это будет уже скорее джиу-джицу, а не айкидо.
Уэсиба сенсей
изучал старый вариант джиу-джицу, где есть множество болезненных и опасных техник. Большую часть из них он убрал из айкидо, сделав его плавным и миролюбивым. К этому и следует стремиться, хотя это совсем не просто: на протяжении долгого времени нужно работать над своим телом, изучая базовые принципы и движения, которые не предназначены для применения на практике и не начнут работать сразу. Если ваши техники легко выполнимы, как например, никадзё в сочетании с ударами ногой, любой сможет быстро их освоить – буквально с второго-третьего раза. Но в айкидо на это уходят многие годы. Потому что главная цель – это не просто выполнить технику, а развить внутренние ощущения, очистить свой разум и избавиться от собственного эго. Для этого нужно запастись терпением и повторять одно и то же из раза в раз, причем у каждого этот процесс происходит по-своему. В итоге, если вы проявите должное упорство, то у вас обязательно все получится. Ведь в этом нет никакой тайны и никакого большого секрета, который вам должны раскрыть – нужно лишь тренироваться и найти себя. Если делать это по-настоящему и с чистой душой, то вы обязательно преуспеете. Ведь все находится внутри вас, и увидеть это можете только вы. Это и есть сокровище. Если цель состоит в быстром достижении результата, то это не айкидо, потому что все происходит наоборот, и вы начинаете с выполнения очень сложных техник. Если люди нацелены только на быстрый результат, они вскоре уходят с этого пути.  
Вот почему в давние времена нельзя было просто прийти в додзё и начать заниматься. Вы должны были иметь при себе два или три рекомендательных письма и достаточно терпения, чтобы два-три дня сидеть напротив додзё и ждать. И после этого примерно в течение года вам никто не показывал никаких техник, вы занимались лишь уборкой додзё и помогали сенсею. И только после этого учитель мог сказать: «У вас действительно серьезные намерения» и начать тренировки.

Это была проверка духа?

Жак Пайе сенсей: Да. Прежде всего, проверка духа.

Первые тренировки в Ёсинкан айкидо начинаются с базовых перемещений кихон доса. Каково, по Вашему мнению, их основное предназначение?

Тайно Хенко Ити. Жак Пайе
Базовое перемещение
Тайно Хенко Ити

Жак Пайе сенсей: Кихон доса – это не что-то отдельное от техники, это часть техники. Та часть, которая помогает вам понять основные принципы айкидо. Для этого, прежде всего, нужно подготовить ваше тело. Оно должно стать айки-телом, с сильными ногами и сильными бедрами. После этого вы должны научиться двигаться и делать это так, чтобы все движения начинались от центра. В этом как раз помогают базовые перемещения.
Например, выполняя Хирики но Ёсей Ити, вы учитесь двигаться вперед. Благодаря Хирики ни осваиваете разворот от бедер. Не за счет ног, а за счет вашего центра. Центр – это самое важное. Перемещаясь в Тай но Хенко Ити, вы учитесь менять направление. Гораздо проще двигаться по прямой, и намного сложнее выполнять поворот корпуса. Поэтому, меняя направление движения, вы тоже должны сохранять ощущение центра. В Тай но Хенко Ни вы опять же производите вращение от центра, от бедер, а не от ног, это хорошее упражнение, помогающее развить сильную ось. Сюматсу Доса объединяет эти движения в одно целое. Когда вы освоите эти нюансы, ваше тело станет подготовленным, и тогда можно начинать работать над техниками.

А что важнее: четко следить за положением тела в кихон доса и кихон ваза или развивать внутренние ощущения, чувство устойчивости и правильного использования бедер и центральной линии? Насколько важно, например, определенное положение рук в Хирики но Ёсей Ити? Выполняя это перемещение, Чида сенсей держит руки чуть выше, другие сенсеи, наоборот, - чуть ниже, и иногда это может ввести учеников в заблуждение.

Жак Пайе сенсей: (Смеется) Действительно?!

Да, это так! Они обсуждают подобные моменты в интернете, на различных форумах, спорят друг с другом, какое положение рук более правильное: десятью сантиметрами выше или ниже.


Камаэ - базовая стойка в Ёсинкан Айкидо
Камаэ - базовая стойка
в Ёсинкан Айкидо

Жак Пайе сенсей: (Смеется) Я думаю, что эти детали не имеют значения. Существуют основные моменты, о которых следует помнить: руки в камаэ должны быть на уровне грудной клетки, а бедра довернуты. Причем у разных людей уровень грудной клетки может определяться чуть выше или чуть ниже, главное, чтобы руки находились на центральной линии. Что касается Хирики но Ёсей Ити, сенсей Сиода говорил, что руки должны располагаться таким образом, чтобы вы могли видеть между ними. А в Тай но Хенко их нужно держать на уровне лба и груди соответственно. Но опять же, ничего страшного, если кто-то держит их чуть ниже. Гораздо более важно то, что тело не должно быть перекрученным и всегда оставаться на центральной линии.

Почему в айкидо применяются такие странные атаки, как Сёмен Ути, Ёкомен Ути, а также захваты за запястье или, например, Усиро Ваза? Неужели они имеют место быть в реальной жизни? Какова цель подобной практики?

Жак Пайе сенсей: Эта практика очень важна по той причине, что айкидо - это способ постижения определенных принципов и берет начало от искусства владения мечом. Так, атаки Сёмен и Ёкомен – это не удары, а то, что досталось в наследие от работы с мечом. Например, первое, что изучают в школе фехтования Ягю Синкаге Рю (относится к традиционным японским школам, не кендо) – это те же Сёмен и Ёкомен. Уэсиба сенсей также изучал Ягю Синкаге Рю и понимал, насколько важны принципы работы с мечом, в том числе и для айкидо, поэтому мы и изучаем Сёмен и Ёкомен.

А можно ли изучать принципы айкидо посредством ударов руками и ногами?

Жак Пайе сенсей: Думаю, да.… Опять же, это очень просто, и мой друг из США, о котором я уже говорил, именно так и делал. Техники легко адаптировать к ударам руками и ногами. Но важно помнить, что айкидо пришло к нам от Уэсибы сенсея, который верил, что это искусство от бога, так же, как и меч, поэтому цель айкидо в том, чтобы превратить орудие смерти в орудие жизни.

Правильно ли я понимаю, что мы можем изучить некоторые принципы, практикуя атаки с применением ударных техник, но работа с традиционными видами атак в любом случае принесет больше пользы?

Жак Пайе сенсей: Да, это верно. То же самое можно сказать и об Усиро Ваза. В айкидо интуиция и ощущения гораздо важнее, чем техники. Практикуя Усиро, вы совершенствуетесь именно в этих аспектах.

В техниках Ёсинкан айкидо мы используем атеми. Какова, по Вашему мнению, их роль?

 

Атеми (удар) при выполнении техники ирими. Морихей Уэсиба
Атеми при выполнении техники
ирими. Морихей Уэсиба

Жак Пайе сенсей: Я имел возможность наблюдать эволюцию атеми в айкидо в течение длительного времени. Раньше большинство техник выполнялось с использованием атеми. Например, в Сокумэн Ириминагэ второй рукой наносили удар. Но техники Сиоды сенсея совершенствовались, и атеми стали применяться в айкидо не с целью причинения боли и не за счет рук, а за счет центра. Сиода сенсей всегда был расслаблен, превосходно чувствовал тайминг, и когда он наносил атеми, вы ничего не чувствовали. Он мог использовать плечи или спину, но это были не удары. Вы чувствовали импульс, толчок, но не ощущали боли и не были выведены из строя.
Поэтому атеми реализуются благодаря отточенному ощущению тайминга и высочайшему уровню владения техникой. В большинстве единоборств удары используются для того, чтобы убить или серьезно травмировать противника, но только не в айкидо. Основываясь на своих наблюдениях за Сиодой сенсеем, могу сказать, что когда он был молод, его удары были болезненными и травмирующими, но к концу жизни его техника стала просто великолепной. Он наносил атеми, и человек падал, но при этом прекрасно себя чувствовал и поднимался, чтобы снова атаковать. Это было просто поразительно. Также у него был великолепный тайминг. Вот что такое атеми в моем понимании.

Мы часто слышим о Чусин Рёку. Что это значит, как выглядит и какое значение имеет для правильного выполнения техник в Ёсинкан айкидо?

Жак Пайе сенсей: Слово «чусин» может быть переведено с японского как «центральный» или «идущий от центра». «Рёку» означает «сила». Поэтому данное выражение мы обычно понимаем как «сила центральной линии». В Чусин Рёку нет никакой мистики, нужное ощущение достигается в том случае, если вы уделяете должное внимание базовым перемещениям и техниками. У вас вырабатывается правильное положение тела, при котором задействованы нужные мышцы, тогда естественным образом приходит понимание Чусин Рёку, которое продолжает развиваться благодаря работе с дыханием, таймингом и центром. Так что Чусин Реку – это не столько ощущение, сколько физическое состояние и внутренняя концентрация, сведенные воедино.

А что Вы скажете о «Сютю Рёку»? Что это означает и чем отличается от «Чусин Рёку»?

Принципы айкидо Сютю Рёку и Чусин Рёку
Принципы айкидо Сютю Рёку и
Чусин Рёку

Жак Пайе сенсей: Сютю Рёку – это проявление Чусин Рёку. Дословно «сютю» переводится как «концентрация», а «рёку» - как «сила». Чусин Рёку - это сила центральной линии и правильного положения тела. Поэтому сначала у вас вырабатывается Чусин Рёку (сила всего тела, передаваемая посредством центральной линии), а затем, когда тело привыкает к правильному положению, а мышцы ног и бедер укрепляются, вы можете сфокусировать эту силу в своем центре, и концентрированно передать её, делая бросок и или выполняя технику. Это и есть Сютю Рёку.

В свое время мы прочли интервью с сенсеем Рюсеем Саегусой, в котором он говорил о том, что с точки зрения физиологии, в Айкидо наибольшее значение придается позвоночнику, а из всех его отделов – крестцу. А что наиболее важным в этом отношении  считаете Вы?

Жак Пайе сенсей: Да, крестец – это связующее звено между верхней и нижней частями тела. У людей на Западе первая обычно развита лучше, чем вторая, поэтому энергия движется вверх. Но когда вы концентрируетесь на бедрах, поток энергии направляется в нижние отделы позвоночника, и далее через бедра к ногам, объединяя таким образом, все тело. И тогда ваш центр смещается вниз. Так происходит и во время сидячей медитации дзадзен, да и вообще это характерно для всех традиционных японских боевых искусств. Кроме того, когда ваши бедра вытягивают за собой все тело и грудная клетка расправлена, то и поверхностные мышцы туловища, и внутренние мышцы ног, и мышцы крестца начинают работать слаженно, как одно целое.

В таком положении есть ли риск повредить спину или позвоночник из-за чрезмерного изгиба поясничного отдела? Может ли это вызывать боль, или же в норме ее быть не должно?

Жак Пайе сенсей: Думаю, что если вы делаете что-то неправильно, то очень скоро это даст о себе знать через сильную боль. Упражнения не должны наносить вред. Если вы чувствуете легкую боль и мышечный тонус, то все в порядке. Но если боль настолько невыносима, что вы не в состоянии работать, то значит, что-то происходит не так, и вам следует остановиться.

Кстати говоря, читая то интервью Рюсея Саегусы, мы впервые узнали об этом мастере. Он все еще является инструктором в Хомбу додзё?

Жак Пайе сенсей: Нет. Он был ути-деси, когда я начинал свои занятия. Года через три он заинтересовался сейтаем. Это не айкидо, и в основном он занимается теперь именно этим, живет на Хоккайдо. Он обучает не техникам, а специфическим движениям. Иногда приезжает в Токио навестить Андо сенсея и меня.

Сенсей, этот семинар в Санкт-Петербурге будет уже третьим по счету. Кроме того, Вы проводили занятия в Новосибирске и Львове. В чем, по Вашему мнению, разница между Ёсинкан Айкидо, которое практикуют в России, на Украине и в Японии?

Сенсэй Пайе объясняет важность тайминга
Сенсэй Пайе объясняет
важность тайминга

Жак Пайе сенсей: Сейчас на семинары приходит много людей, есть повсеместный доступ к интернету, и уровень айкидо в России достаточно высокий. В Японии в общих классах он не выше. Конечно, есть и те, кто занимается этим профессионально, например, на курсах Сеншусей, но общие классы практически ничем не отличаются. Люди посещают додзё раз в неделю, некоторые чаще, но большинство из них очень занято работой и семьей, поэтому у них остается время только на то, чтобы выполнять некоторые упражнения. У них нет возможности полностью сосредоточиться на занятиях. В России к тренировкам относятся более серьезно и действительно хотят учиться, поэтому я полагаю, что здесь интерес некоторых людей к айкидо даже выше, чем в Японии.
Другое отличие от Японии состоит в том, что уровень безопасности там достаточно высок, и люди очень миролюбивы, к тому же они хорошо понимают разницу между Будо и спортивными единоборствами. Поэтому тех, кто занимается айкидо, не интересуют драки и сражения.

Вы считаете, что в России люди более агрессивные и жесткие?

Жак Пайе сенсей: Да, это так. Но я француз, и для меня это не имеет значения. Я лишь пытаюсь показать, что в айкидо есть нечто большее, чем просто драка.

Возможно, по этой причине, мы склонны больше использовать физическую силу вместо того, чтобы стараться почувствовать партнера?

Жак Пайе сенсей: Да. Но когда приходит понимание того, что технику можно выполнять без применения силы, вы с готовностью учитесь.

Чем отличается отношение людей к разделению на степени, например, даны или кю?

Церемония официального вручения сертификатов YAF
Церемония официального вручения
сертификатов YAF

Жак Пайе сенсей: Такое деление считается в Японии традиционным и используется не только в боевых искусствах, но и других видах деятельности, например, в каллиграфии. Получение сертификата означает лишь определенный прогресс на выбранном пути. Когда вы получаете черный пояс, это только первая ступень. Экзамен на сёдан не считается в Японии чем-то очень сложным. Он всего лишь свидетельствует о вашей заинтересованности в том, чем вы занимаетесь, и о наличии определенных усилий, предпринятых в этом направлении. Получив первый дан, вы просто должны начать относиться к своему делу чуть более серьезно. Вот как это воспринимается в Японии.
Однако на западе черный пояс очень важен. Люди хотят, чтобы все вокруг знали об их достижении, чем уже сам по себе является черный пояс, поэтому, получив его, они хотят выполнять сложные техники, стать серьезными и т.д. Такое отношение отличается от принятого в Японии.

Какой совет Вы могли бы дать тем, кто занимается Ёсинкан айкидо в России?

Жак Пайе сенсей: Думаю, что им следует найти хорошего инструктора и сосредоточиться на базовых принципах, тогда они будут двигаться вперед и осознают истинную ценность айкидо.

Сенсей, благодарим Вас за интересное интервью. Уверены, что в ближайшие несколько дней семинара мы увидим и услышим массу новых и полезных вещей. Еще раз большое Вам спасибо!