Интенсив-курс в Японии 2014. Яманаси додзе. День 6. Тренировки.
Этот день 7 мая оказался, в некотором смысле, переломным. Тело ныло и болело, но нужно было выдержать еще три тренировки. То, что завтра вместо занятий запланирована культурная программа с осмотром достопримечательностей, согревало душу.
Сил и желания ходить перед занятиями по музеям и храмам не было. Поэтому более подробно остановимся на описании тренировок.
В этот день планировалось посетить две тренировки днем и одну вечером. Так как накануне мы отбили себе все, что только можно было отбить при работе над высокой страховкой назад, Такено и Накагава Сенсеи предложили «отдохнуть» и поработать над новыми упражнениями, помогающими освоить этот элемент.
Надо сказать, такие изменения в программе происходили в течение всей поездки. Гостеприимные хозяева не только позаботились о таких мелочах, как например, окна всех наших номеров выходили на сторону с прекрасным видом горы Фудзи, но и очень чутко отслеживали ту грань до которой мы можем дойти во время тренировок. Эту планку постоянно ставили все выше и выше. Если видели, что сил больше нет, то после небольшого отдыха, вновь продолжали подталкивать нас к освоению все более и более сложных элементов.
Описание тренировок
Первый час занятий был разбит на две части. В первой половине нам показали очень много подготовительных упражнений для правильного и безопасного освоения высокой страховки назад. Вторая часть была посвящена повторению техник айкидо от захвата за запястье (кататэ моти): иккадзё, никадзё и санкадзё осае (1). Хотя форма выполнения была почти такая же, как в энциклопедии Ёсинкан айкидо, многие моменты принципиально выполняются иначе. Очень много внимания уделялось движению по прямой линии, контроль над уке достигался не за счет расширения равновесия уке, а посредством блокирования подвижности суставов, постоянный контроль слабой точки партнера своей центральной линией. Так же подшаг для срыва захвата после проламывания при таком исполнении оказывается лишним.
Второй час занятий был посвящен выполнению шести базовых техник:
- Shomenuchi ikkajoosae (1)(2)
- Shomenuchi nikajojsae (1)(2)
- Shomenuchi sankajojsae (1)(2)
Мы попросили добавить их в программу, так как именно на понимании техник до 4-кю включительно строится основа для дальнейшего обучения. Прошли в сжатом виде ряд нюансов, отличающих выполнение этих техник по школе Яманаси.
Затем нам предложили занять себя чем-нибудь на три часа и вечером присоединиться к общей группе.
Темой вечернего занятия стала букиваза (работа с оружием) с танто (деревянный нож). Кроме нас, на тренировке присутствовало трое учеников с черными поясами. Получилось разделиться поровну: в одной половине зала работали четыре человека с коричневыми поясами, в другой - четверо с черными. Отрабатывали семь техник оёваза от удара ёкоменути (удар ножом сбоку в висок). Как позже отметила Накагава Сенсей, из этих основных техник в дальнейшем строится дзюваза (свободная работа).
Когда приступили к уборке старшие ученики Такено Сенсея сказали, что мы не стой стороны начали уборку. В последствие это замечание навело нас на забавные размышления. На западе принято писать с лева на право. Возможно именно поэтому мы не сговариваясь до этого дня начинали уборку слева направо. В Японии же традиционно пишут справа налево и сверху вниз. И именно такая последовательность уборки в додзё для них логична и естественна. Кроме того оказалось, что отжимают тряпки они тоже очень аккуратно, так чтобы не было ни на татами ни на полу ни одной капели. В общем и в этом стараются достичь совершенства.
После окончании тренировок нас отвезли на машине в отель, напомнив, что завтра с девяти утра у нас запланирована культурная программа.
Поскольку тренировок на следующий день намечено не было, и можно было лечь спать попозже, вечером мы решили попытаться найти в Кофу признаки ночной жизни и посмотреть, как отдыхает после работы местное население. Ближайшая к отелю злачная улица, пестрившая разноцветными фонарями и яркими вывесками, в этот будний день спала, и все заведения были закрыты. Тогда мы вспомнили про находившийся неподалеку джаз бар под названием “Alone” (на вывеске красовался силуэт угрюмого человека, пьющего в одиночестве). Там, судя по афише, посетителей радовали живой музыкой. Однако, поднявшись туда по крутой лестнице, мы нашли его совершенно пустым.
Инструменты были сложены в углу, что не предвещало на сегодня никаких концертов. Название полностью себя оправдало. Мы извинились перед одинокой девушкой-барменом и двинулись дальше.
Понадеявшись на то, что в центре города больше шансов найти развлекательные заведения, мы направились к вокзалу, но по пути встречались только рестораны, в одном из которых мы и отужинали. Это место нам понравилось и вкусной кухней, и большим ассортиментом блюд, среди которого каждый смог найти что-то подходящее для себя. Кроме, того официант вполне прилично говорил по-английски, что весьма облегчало процесс коммуникации.
Потеряв под конец всякую надежду найти приключения в этот будний вечер, мы все же решили снова попытать счастья и на обратном пути поднялись в еще одно заведение с вывеской «Бар». За дверью, к которой вела крутая лестница, находилось узенькое помещение, вмещавшее в себя только барную стойку и сидевших за ней трех японцев, угрюмо и молчаливо потягивавших пиво. Наверное, это место называлось не иначе как «Зеленая тоска». Увидев нашу компанию из четырех человек, бармен предложил подняться этажом выше. Там была комната побольше, в центре которой стоял один круглый стол, диван и несколько кресел (возможно, это было помещение для караоке, куда зеленый змий приводил посетителей «Зеленой тоски»). Рядом находился туалет. Петь по-японски мы были не готовы, а перспектива провести вечер в этом конференц зале с видом на уборную нас как-то не вдохновила, поэтому , покинув сие злачное место, мы решили отправиться в отель, а для продолжения эксперимента дождаться выходных.