Как строятся занятия Ёсинкан айкидо
Занятия Ёсинкан айкидо начинаются с основ и возвращаются к основам.
Кихон доса
(Базовые упражнения)
Для освоения основных движений Ёсинкан айкидо мы практикуем на наших занятиях кихон доса. Всего их шесть:
- хирики но ёсэй ити (сила локтя 1)
- хирики но ёсэй ни (сила локтя 2)
- тай но хэнко ити (изменение положения тела 1)
- тай но хэнко ни (изменение положения тела 2)
- сюмацу доса ити (базовое перемещение для отработки после занятия 1)
- сюмацу доса ни (базовое перемещение для отработки после занятия 2)
Все эти перемещения можно выполнять самостоятельно, с партнером и с мечем.
В зависимости от уровня подготовки занимающиеся отрабатывают эти движения сначала без партнера, для того чтобы научиться концентрировать силу, развиваемую всем телом, выполнять вход (ирими), поворот (тенкан) и сохранять стабильную стойку (камаэ). Более опытные ученики, выполняют эти движения с партнером, развивая ощущение связи с энергией партнера. Также мы используем эту практику для того чтобы понять, как использовать слабую линию партнера с тем, чтобы вывести его из равновесия (кудзуси). Кихон доса помогает развить силу дыхания и понять многие принципы айкидо.
Кихон вадза
(Базовые техники)
При выполнении базовых техник мы даем возможность укэ произвести захват (моти) или удар (ути, атеми), после чего применяем ту или иную технику.
- Сувари вадза (техники выполняемые сидя на коленях в положении суварэ) — ситэ и уке работают, сидя на коленях. Этих техник, практически столько же, сколько и техник, выполняемых стоя (тати ваза).
- Ханми-хандати вадза (один на коленях, другой в положении стоя) — когда ситэ сидит на коленях в положении сувари, а укэ атакует из положения стоя.
- Тати вадза (техники стоя) — техники, когда оба партнера стоят.
- Усиро вадза («усиро» означает «за, сзади») — техники, в которых уке атакует сзади.
Сувари вадза и ханми-хандати вадза остались со времен, когда в Японии знать проводила большую часть времени во дворце, сидя на коленях и должны были выполняться при помощи сикко (перемещения на коленях). Эти техники очень хорошо укрепляют силу и гибкость лодыжек, бедер и укрепляют большие пальцы ног (сюмасаки). Уделяя достаточно времени работе в сувари вадза, в тати вадза вам будет работать значительно проще.
О чем следует помнить выполняя базовые техники
Основная цель практики базовых перемещений и базовых техник - это сформировать правильное понимание, как использовать минимальное количество приложенных вами усилий для выведения партнера из равновесия (кудзуси) и его контроля (осаэ). При этом все движения нужно выполнять правильно, и вы должны быть уверены в том, что вы его не «придумали» сами. Во избежание путаницы при отработке базовых техник, выступая в роли укэ, вы не должны пытаться всеми правдами и неправдами помешать сите выполнить технику. Вместо этого согласуйте свое дыхание с дыханием ситэ, и позвольте ему выполнить технику правильно. Только при таком способе отработки, вы сможете прийти к пониманию грамотного применения своей энергии во время выполнения техники.
Госин вадза (прикладные техники/техники самообороны)
Если базовые техники это форма движений, то прикладные техники - это уже наполненная смыслом форма. Практически все базовые техники имеют свой прикладной вариант исполнения. При отработке прикладных техник айкидо мы уже не разбиваем технику на отдельные части, а выполняем всю технику в одно движение. На наших занятиях мы отрабатываем прикладные техники ёсинкан айкидо с различным оружием: боккэн (деревянный меч), танто (нож), дзё(палка).
Дзю вадза, оё вадза (свободные техники)
При отработке свободных техник атака уке оговорена изначально, например, ёкомэн-ути (удар сбоку) или рётэ-моти (захват за две руки). В то время, как уке атакует вас оговоренным способом, вы выполняете текники в произвольном порядке по своему усмотрению. При такой практике вы закрепляете те движения и те способы перенаправления энергии партнера, которым вы научились, отрабатывая базовые техники. Выполняя непрерывные, текучие реалистические движения различных техник свободного стиля вы можете также добавить варианты, когда уке атакует двумя или тремя различными способами.
Ититаита (свободные техники против нескольких атакующих)
Это способ наработки тайминга и ощущения контроля пространства, где вы находитесь. Выполняя свободные техники против двух, трех или более нападающих, вам важно не только двигаться всем телом постоянно сохраняя стабильную стойку (камаэ), но и следить за тем, чтобы все атакующие находились постоянно в поле вашего внимания, даже если кто-то из них оказался у вас за спиной. Практикуются различные варианты атак, один оппонент может атаковать вас без оружия, второй — с мечом, а третий — с ножом.
Другой вид тренировки (скрытые техники айкидо - оги)
Высший и наиболее сложный уровень тренировок - это выведение из равновесия человека, который прилагает все усилия специально для того, чтобы не дать вам вывести его из равновесия. В Ёсинкан, Сокэ (глава школы) Годзо Сиода демонстрирует, как это делается, на одном из своих старших учеников.