Принципы айкидо
В процессе обучения приходит понимание основных принципов айкидо.
Тюсин-рёку (сила центральной линии)
Сохраняйте центральную линию прямой
Даже когда укэ сопротивляется так, что техника становится неэффективной, благодаря замкнутым бедрам и сохранению прямой центральной линии, ваша сила сможет пройти через его сопротивление.
Одной из основ айкидо является принцип сохранения прямой центральной линии тела. У большинства людей, даже если они пытаются стоять прямо, центральная линия не совсем прямая. Даже когда мы действительно стоим прямо и концентрируемся на фиксировании нашей центральной линии, мы теряем ее, как только начинаем двигаться. Если это происходит, то цель айкидо, развитие силы дыхания, становится недостижимой.
Если мы в состоянии сохранять сильную центральную линию независимо от того, в каком направлении мы двигаемся, то наша сила фокусируется. Выковывая эту сфокусированную силу, мы тем самым также вырабатываем сильную стойку, концентрацию и силу дыхания. Для того чтобы развить сфокусированную силу, самым первым и наиболее существенным является тренировка камаэ. Когда вы добьетесь стабильного центра в своем камаэ, тогда вы сможете сохранять его в своих техниках.
Когда ваша центральная линия мощно сфокусирована, даже если вы стоите на одной ноге, вы по-прежнему будете в состоянии сохранять отцентрированное тело.
Сютю-рёку (сфокусированная сила)
Сила, развиваемая объединением всего тела
Когда мы используем физическую силу, обычно мы полагаемся на силу своих мышц. В Ёсинкан айкидо, однако, сила бедер, ног, коленей, живота и так далее, объединяется вместе и фокусируется в одной точке, будь то рука, плечо или локоть, и, таким образом, сила, которую мы развиваем, больше, чем сила одних только мышц. Эта сила называется сютю-рёку или сфокусированная сила.
Если тело как единое целое двигается не сфокусировано, то вы не сможете развить такого рода силу. С помощью сютю-рёку вся сила, которая сводится вместе, может быть направлена в одну точку. Если же одна часть тела двигается слишком быстро или слишком медленно, то это не сработает. Если все тело во время движения объединено, то его сила станет силой сфокусированной центральной линии, сконцентрированной на одной точке. Другими словами, сютю-рёку — это тюсин-рёку в крайнем своем проявлении. Для того чтобы развить сютю-рёку, важно не зависеть от силы верхней части тела. Если же вы будете использовать эту силу, то поток энергии остановится, и вы не сможете переводить сютю-рёку. Таким образом, в развитии сконцентрированной силы важно, чтобы ваше тело было расслабленно. В техниках айкидо сила техник развивается исключительно посредством этой сконцентрированной силы. Цель тренировки базовых техник заключается в том, чтобы развить в теле способность производить сютю-рёку.
Весь «фокус» сконцентрированной силы заключается в большом пальце ноги. Когда мы прижимаем большой палец ноги к полу, сила переходит в бедра. Здесь к этой силе вы можете добавить ускорение «пружинного» действия колена. Если эти действия произвести вместе, то развивается очень мощная сила. Именно поэтому очень важно развивать большие пальцы ног во время, например, работы на коленях.
Один пример сютю-рёку. Даже используя один лишь указательный палец, но концентрируя при этом свою энергию, вы можете развить очень большую силу.
Сила дыхания Ёсинкан айкидо — это то, что развивается в той точке, в которой наша собственная сфокусированная сила приходит во взаимодействие с другим человеком. Здесь основное значение имеют дух и ритм (тайминг, выбор времени реагирования). Дух — это то, как стать «пустым». Вы должны избавиться от беспокойных чувств: «я попытаюсь это сделать… я попытаюсь то сделать...», вместо этого просто пребывайте в спокойном состоянии сознания. И тогда вы сможете читать движения другого человека и понимать поток энергии. Вы естественным образом почувствуете, куда будет направлена линия вашей собственной атаки. Таким образом, вы сможете использовать различные темпы и ритмы; не двигаться с одной и той же скоростью, а выбирать ту, которая наиболее применима к ситуации, возникшей между вами и укэ. Ритм — это результат вашего собственного дыхания. Выдыхая тогда, когда вы должны выдохнуть, и вдыхая тогда, когда вы должны вдохнуть, вы создаете ритм.
Когда восприимчивость, дыхание и ритм сводятся воедино, рождается кокю-рёку, или сила дыхания. Вы и другой человек становитесь одним целым: там, где вы ведете, вы сможете заставить укэ следовать за собой.
Необязательно устраивать специальные тренировки для того, чтобы овладеть силой дыхания, поскольку сила дыхания — это нечто, вытекающее из ваших собственных ощущений. Если вы продолжаете непрерывно тренироваться, то, в конце концов, осознаете, что «это и есть сила дыхания».
Если вы почувствуете это, то, продолжая тренироваться,
вы сделаете возникновение этого чувства более частым,
пока в итоге оно не станет постоянным. Когда это произойдет,
вы почувствуете то, что Морихэй Уэсиба называл
«стать единым со вселенной».
Годзо Сиода
В айкидо мы часто используем слово «ки» (энергия), но это слово имеет множество значений.
«Ки» в том виде, в котором оно предстает во время исполнения техник, — это то, что мы получаем, когда такие компоненты, как правильная стойка, центральная линия, дыхание, взрывная сила сфокусированной энергии, тайминг и т.д., складываются вместе, и мы достигаем высшего состояния совершенного равновесия. Можно сказать, что «ки» — это «владение равновесием».
Значение слова «ки» во фразе «гармонизировать свое ки» относится к восприимчивости по отношению к вашему партнеру и охватывает все элементы, которые вытекают из состояния вашего партнера, так что, в данном случае, сила, скорость, координация и ритм — все это части значения ки.
Продолжая тренироваться, вы станете более восприимчивыми к тому, как ваш оппонент собирается вас атаковать, в каком направлении он собирается двигаться и где он сфокусирует свою силу. Можно сказать, что эта способность «видеть/чувствовать энергию» — это одна из главных целей тренировки.
Углубляясь еще больше, мы видим, что «ки» — это одновременно и сущность вселенной и то, что ее контролирует. Достичь гармонии со вселенной означает быть в равновесии. «Айки», то есть «гармонизирование энергии», означает потерю своего собственного эго; это способ подчинения естественному потоку вселенной. Если вы это сделаете, то сможете без труда осознать свою собственную естественную личность в зависимости от ситуации, которая перед вами возникает, и именно развивая эту гармонию, мы находим понимание айкидо.
В ирими, или вхождении, вместо столкновения с силой укэ по прямой линии, вы сходите с этой линии и двигаетесь в сторону его тела под «безопасным углом». Используя ирими, вы можете переместить свое тело в безопасное положение и одновременно с этим использовать силу своего партнера для того, чтобы применить технику айкидо Ёсинкан.
В ирими важно, чтобы вы сделали полшага вперед в то время, как ваш оппонент двигается на вас, чтобы атаковать. Никогда не ждите, когда атака достигнет вас. Поскольку вы сами двигаетесь вперед, то сила укэ увеличивается, и, открывая свое тело в этой точке, ваше движение вхождения может обернуться против вас. И еще, убедитесь в том, что хоть вы и двигаетесь прямо вперед, но на самом деле вы двигаетесь с внешней стороны атаки другого человека.
Двигаясь вперед, зайдите с внешней стороны удара другого человека и нанесите ирими-цуки снизу вверх в челюсть.
В айкидо, по сути дела, не существует никаких прямых движений; основу составляют круговые движения, которые позволяют нам перенаправлять силу другого человека, не сталкиваясь с ней. Также возможность сделать круговое движение позволит вам подойти вплотную к вашему уке для того, чтобы можно было быстро применить технику. Охватывая движение своего оппонента своим собственным круговым движением, мы можем полностью увести его силу. В круговых движениях существуют ситуации, при которых мы находимся в центре, а укэ поворачивается вокруг нас, а также существуют ситуации, при которых укэ находится в центре, а мы двигаемся вдоль линии, которая является периферией круга укэ. Это круговое движение не всегда представляет собой простой плоский круг; существуют случаи, когда оно спирально или выглядит так, как будто проходит по поверхности мяча. Но каким бы оно ни было, круговое движение в йкидо — это движение, которое дает нам возможность изменить направление силы, не прерывая потока энергии.
Для того чтобы выполнить движение кайтэн, важно, чтобы ваш собственный центр равновесия был твердо зафиксирован. Если ваш центр равновесия неустойчив, то вы не сможете сохранить устойчивость во время поворота. Сохранение сильного центра равновесия в айкидо Ёсинкан — это еще один принцип, который позволяет вам плавно перенести вес тела с одной ноги на другую.
Войдя, вы можете добавить воздействие поворота для того, чтобы в достаточной степени вывести своего укэ из равновесия, а затем применить сёмэн ирими-нагэ.
Если, уходя от удара, вы полностью рассредоточите (вытянете вперед) тело укэ, то даже легкое прикосновение к его локтю окажет мощное воздействие.
Если вы можете слиться с энергией укэ в достаточ¬ной степени, чтобы «вести» его, то в тот момент, когда он становится чрезмерно рассредоточенным и бессильным, применяйте технику. Это один из основных принципов айкидо. Например, если вы оступитесь и потеряете равнове¬сие, то вы сможете достаточно быстро восстановить контроль над своими ногами, но если вы споткне¬тесь, то единственное, что вы сможете сделать, — это упасть. Вытягивание тела укэ означает, что вы можете вести своего укэ до тех пор, пока он не перестанет контролировать собственное равновесие.
Вытянув тело укэ и применив эффективную технику айкидо, можно вызвать потенциально весьма травматичное падение.
Для того чтобы достичь этого без прерывания потока энергии укэ, вам необходимо вести его так, чтобы его энергия постоянно расширялась за пределы его тела. Так же как, когда вы тянете кого-то за руку, когда он уже начал падать, важно, чтобы однажды, лишив укэ равновесия, вы не давали ему ни малейшей возможности снова стать на ноги.
Когда укэ подходит к вам, чтобы толкнуть вас в плечи, именно в тот момент, когда его локти распрямляются, вы своими плечами отталкиваете его назад. Его отбросит так, как будто его ударили палкой, потому что вся сила его атаки обратится против него же самого.
Уловите момент, чтобы перехватить силу укэ.
Идеал Ёсинкан айкидо — это использование малой силы с наибольшим эффектом. Важная часть достижения этого — чувство времени в тот момент, когда вы входите в контакт с укэ. Даже если вы помните много движений и техник, если время реагирования будет неправильным, ваша техника будет «мертвой». С другой стороны, если вы умело объединяете свой тайминг с атакой укэ, то даже если вы не выполняете никакой конкретной техники, вы, тем не менее, сможете нанести своему противнику серьезный ущерб.
И не важно, объединяетесь вы со своим партнером в тот момент, когда он хватает или бьет вас или, напротив, когда вы сами наносите ему удар; что бы вы ни делали, тайминг, чувство времени — это то, что дает всему этому жизнь. Если время реагирования запаздывает, то укэ вас вытеснит. Если вы реагируете слишком рано, то укэ увидит ваше движение и изменит свою атаку. Вы должны применять свою технику именно в тот момент, когда он уже полностью вовлечен в атаку—это правильное время реагирования.
Использование этой доли секунды и называется «гармонизацией». Было бы правильным сказать, что в айкидо все техники начинаются с этой идеи «гармонизации».
Используя направленную на вас энергию укэ в тот момент, когда он приближается к вам, чтобы схватить вашу руку, вы можете создать ситуацию, в которой он окажется совершенно бессильным. Например, если в тот момент, когда укэ приближается, чтобы схватить вас за руку и толкнуть ее, вы объединитесь с этой энергией и потянете свою кисть к себе, то вы сможете вывести укэ из равновесия до того, как он сможет увести руку назад. И наоборот, если он тянет вас, то, объединившись с ним и сделав одновременное движение, вы сможете использовать его тянущую энергию.
В приведенном выше примере, если вы реагируете слишком поздно, вы проиграете энергии укэ, а если будете реагировать слишком рано, то укэ высвободит свою руку. Вы должны использовать энергию уке в тот самый момент, когда хватающая вас рука начинает прикладывать силу. Плохо, если вы просто потянете на себя руку. Если вы правильно сфокусированы, то сможете установить действительную связь с энергией укэ. Если вы хорошо контролируете время реагирования, то в момент, когда укэ теряет равновесие, он бессознательно хватает вашу руку еще сильнее, чтобы удержать свое тело, и, соответственно, не может бросить захват. А если его захват силен, то вы можете повести его энергию и перейти к технике. Какую технику Ёсинкан айкидо вы будете использовать, зависит от захвата. Даже если энергия (захват) фиксирована, открываясь, вы сможете объединиться с силой укэ и сможете использовать его энергию независимо от того, тянут вас или толкают.
Используя направленную на вас энергию укэ в тот момент, когда он приближается к вам, чтобы схватить вашу руку, вы можете вывести укэ из равновесия.
Когда укэ хватает ваше доги, вы можете вывести его из равновесия через колени, перенаправляя его силу вдоль его слабой линии.
В Ёсинкан айкидо существуют техники, в которых мы берем кисть укэ в болевой замок. Однако просто сжать кисть недоста¬точно, мы также должны направить технику и на нижнюю часть тела укэ так, чтобы выбить колени укэ. Таким образом, мы в состоянии видеть, что техника по-настоящему эффективна. Например, в никадзё, если мы просто сожмем кисть, а укэ окажется достаточно сильным, то техника окажется неэффективной. Если же мы пошлем свою энергию через кисть для того, чтобы дестабили¬зировать колени, то даже если укэ будет сопротивляться, мы сможем вывести его из равновесия. Наверное, можно сказать, что техника айкидо начинается там, где мы можем вывести из равновесия другого человека, не причиняя ему вреда.
В большинстве случаев, когда мы пытаемся применить технику, мы концентрируемся только на том месте, где, по нашему мнению, контроль будет наиболее эффективным, и очень часто мы пытаемся применить технику под углом, при котором сила сопротивления укэ наиболее сильна, и таким образом происходит столкновение сил. Но, насколько бы сильным ни был укэ, всегда существует слабая линия. Если мы перенаправим силу по этой линии и тем самым обратим всю силу укэ против него же самого, то он не сможет устоять на ногах (сохранить равновесие). Для того чтобы найти эту линию, мы должны работать над тем, чтобы улучшить нашу общую восприимчивость; мы должны воспринимать то, как, например, уке смотрит, чувствовать его стойку, его равновесие и так далее. Чтобы достичь этого, необходимо испытать множество различного рода сил на своем собственном теле.
В том случае, когда кто-то атакует вас сзади, если вы имеете представление о дистанции и времени реагирования, вы можете использовать спину для того, чтобы нанести удар. Это вариант атэми.
Основатель, Морихэй Уэсиба, говорил: «В настоящей схватке атэми — это семьдесят процентов, техника — это тридцать процентов». Тренировки, которыми мы занимаемся в зале, предназначены для того, чтобы научить нас различного рода техникам, правильному способу передвижения, эффективному способу использования своей силы и тому, как создавать взаимоотношения с другими людьми. В настоящем бою мы должны использовать силу, которую мы развили в своем теле в додзё, и использовать ее подобно взрыву, моментально; мы должны предрешить исход столкновения в этот самый момент. В такой ситуации атэми становится очень важным. В айкидо мы не используем никакой особой силы для нанесения атэми.
Так же как и во всех остальных техниках, мы можем вырабатывать силу при помощи сфокусированной энергии. Например, в случае сёмэн-цуки, если вы можете использовать переднее колено для того, чтобы эффективным образом перенести всю силу движения вашего тела вперед, то вся энергия тела переместится в ваш кулак. В общем-то, это то же самое, что и принцип хирики но ёсэй (сила движения локтя).
В атэми время реагирования, конечно же, очень важно. Если при приближении укэ вы сможете рассчитать время так, чтобы нанести свой удар в тот момент, когда он будет разбалансирован, то вы сможете ударить с большой силой, даже не прикладывая особого усилия.
Удары, применяемые в айкидо, не ограничиваются только ударами кулаком или тэгатаной (боковой поверхностью руки). Если вы вступаете в контакт с укэ со сфокусированной силой — это атэми; таким образом, вы можете использовать свои плечи, спину или любую другую часть своего тела для нанесения атэми.
Одна из отличительных черт айкидо состоит в том, что оно используется не только в ситуации один на один, но также может быть применено при столкновении со многими противниками. Если вы сталкиваетесь с несколькими атакующими, то, конечно, важно сохранять свою сильную стойку, но также важно быть в состоянии восприни¬мать положение своих оппонентов. Каждый ваш противник также сконцен¬трирован на стоящем перед ним человеке, так что его внимание разделено. Это слабое место вы и атакуете. Если вы двинетесь вперед и предложите напасть на себя, то это окажет воздействие на ваших оппонентов, и они одновременно бросятся вас атаковать. Но между каждой из этих атак возникает маленькая временная задержка. Если вы прыгнете вперед на того, кто двигается быстрее всех, и правильно развернетесь всем телом, то первый человек врежется в того, кто находится напротив него, что приведет их в замешательство. В основе это и есть принцип «держи противника, чтобы поймать противника». Таким образом, вы можете внести замешательство, даже если против вас будет группа людей. В вышеприведенной сцене, когда вы меняете направление, не останавливая своего движения, ваши круговые движения будут очень эффективными. Поскольку необхо¬димо реагировать быстро, то, когда вы атакуете, вы можете использовать атэми множеством способов.
Двигаясь вперед, вы тем самым провоцируете своих оппонентов двигаться на вас. В этой точке, развернувшись всем телом, вы сможете смешать их.