Интенсив-курс в Японии 2014. Яманаси додзе. День 4. Землетрясение.
Утром 5 мая в 05:16 некоторых из нас разбудили сильные толчки землетрясения. Двери стучали и трещали, кровати ходили ходуном. На шестом этаже здание качалось с амплитудой около сорока сантиметров. Из окна было видно, как раскачиваются верхушки фонарных столбов.
На тротуаре, несколько крупных монолитных плит треснули. Все это длилось около 5-6 мин. Как позже выяснилось из новостей, землетрясение было не таким уж и большим, магнитудой около шести баллов (плюс/минус в зависимости от района) с эпицентром в центральной части Японии на глубине 160 км.
Несмотря на такую качку, двое из нас проспали этот момент и узнали о землетрясении только утром, прочитав перед завтраком взволнованные сообщения от родственников из России.
После утренней трапезы наша команда разделилась. Половина выбрала спокойный отдых в номере перед предстоящими тренировками, остальным же никак не сиделось на месте. Восторг от пережитых ранним утром ощущений просто не позволял сомкнуть глаза. Поскольку до начала первого кейко ( 稽古 - урок, занятие, тренировка) драгоценного времени оставалось не много, было решено отправиться в поисках чего-нибудь увлекательного. Хотелось своими глазами увидеть, чем же славится префектура Яманаси, о которой мы были наслышаны.
Еще во время первой встречи Накагава сенсей заметила у одного из нас небольшой кошелек, купленный в прошлом году в районе Асакуса в Токио, украшенный россыпью крошеных цветов сакуры и одобрительно закивала, показывая большой палец, направленный вверх, со словами «Сугой!» (凄い - пер. «Здорово!»). Этот жест так и остался бы в памяти незначительным знаком внимания, если бы днем позже по дороге в додзё мы не заметили магазин кожаных изделий со знакомым орнаментом. Туда-то мы после недолгих раздумий и направились на разведку.
Каково же было наше изумление, когда вслед за исторической родиной прошлогоднего презента на втором этаже здания магазина обнаружили мастерскую и небольшой, но весьма интересный музей (к слову, он был еще и бесплатный). Приглушенный свет, успокаивающая тишина и запах старинной кожи. Под стеклянными витринами лежали разного вида кошельки и сумки, возраст которых насчитывал несколько сотен лет. Но особое впечатление произвели куртка и штаны, изготовленные из толстенной кожи, как показалось, больше напоминавшие одежду, надеваемую под доспехи. Дополнял комплект головной убор из этого же материала, походивший на подшлемник. В центре зала расположился огромный деревянный цилиндр с натянутым на него куском необработанной кожи. Снизу были разложены инструменты, порошки и другие материалы для обработки и имелась иллюстрация самого процесса.
Вдоволь налюбовавшись особенностями традиций скорняжного дела мастеров, мы приметили подарки для себя и близких. Времени до начала занятий оставалось мало и мы поспешили в отель поделиться полученными впечатлениями с остальными. На обратном пути после столь активного отдыха трудно было отказать себе в удовольствии полакомиться чем-нибудь свежим, сочным и сладким. И когда в одном из прилавков супермаркета на глаза попался красный кусок арбуза, все сомнения отпали. По такому случаю все собрались в одном из номеров. Впервые мы ели осеннюю ягоду в мае и восхищались ее необычайным спелым вкусом.
В назначенное время пошли в зал айкидо. Там уже занимались те же ребята, что и прошлый раз (двое старших учеников, как выяснилось позже, действительно готовились к показательным выступлениям). Начали с повторения техник, изученных днем ранее и с проверки правильности их исполнения. В этот раз нам уже было приятнее выполнять высокую страховку вперед, чем обычный кувырок, поскольку катиться по старым синякам и ссадинам можно было только стиснув зубы. После чего стали отрабатывать shumatsu dosa (1). В отличие от хирики но ессей (1,2) это базовое перемещение пришлось изучать практически заново.
Второй час был полностью посвящен отработке высокой страховки назад с огромным количеством подготовительных упражнений. В конце нужно было выполнить по 10 бросков сёмен ути сёмен ирими наге. Задача уке состояла в том, чтобы выполнять укеми без хлопка и не придерживаться во время падения за партнера. Завершился час сюрпризом/подарком – десятью бросками от Такено сенсея для инструктора.
Такено Сенсей выполнял технику очень мягко, динамично и мощно. Ощущение такое, что с кем бы он ни работал, техника будет исполнена абсолютно одинаково, так как каждое движение тела отшлифовано и выверено до остроты опасной бритвы. Это очень дисциплинирует, так как с одной стороны тебя бросает великолепный мастер, а с другой стороны жесткое татами, которое не прощает ошибок. Каждая ошибка, неосторожность, невнимательность приводит к синякам, ушибам, сотрясению мозга, переломам …
Каждая техника Такено сенсея – это законченное произведение искусства от начала и до конца.
На третьем занятии работали только над shomen uchi shomen iriminage (1).
После уборки в зале по дороге домой было интересно отметить, что каждый день тело чувствует себя по-разному. Одни синяки и ссадины проходят, другие появляются. Несмотря на общую усталость и разбитость тела, мы были в состоянии двигаться, и это не могло не радовать, поскольку нас ждали еще 2 недели занятий, а прошло всего три дня.
Покушали в 3-х местах: сначала огромную тарелку супа «Рамен», в следующем заведении сырого тунца и сырую конину, а в последнем кафе, большой сет сашими. После ужина один из нас отправился спать, а остальные решили постирать одежду (местами доги было в крови, что опять напомнило фрагменты из книги "Злые белые пижамы"). Это можно было сделать двумя способами: сложить вещи в специальный пакет и дождаться, пока на следующий день их заберет горничная, или же спуститься этажом ниже в прачечную, загрузить одежду в стиральную машину, бросить в нее три монетки по 100 йен и подождать 30 минут. Мы остановились на втором варианте.
Однако завершать четвертый день поездки столь скучным и прозаичным занятием как стирка совсем не хотелось: душа просила творчества и приключений, поэтому посещение прачечной натолкнуло на креативные мысли. Кому-то из нас вспомнился японский фильм ужасов, где в одном эпизоде из стиральной машины вылезало нечто, уже знакомое всем по нашумевшему «Звонку». Мы решили, что находясь в Японии, просто обязаны снять нечто подобное, соблюдая лучшие традиции жанра. Идея нарядиться в длинную белую пижаму и повторить сюжет фильма ужасов прямо в прачечной была заманчива, но смущало то, что там сушились еще чьи-то вещи, за которыми в любой момент могли прийти, а перспектива застрять среди ночи в стиральной машине и предстать в таком виде перед удивленными японцами не вдохновляла.
По той же причине мы отказались от мысли проползти в пижаме по коридору, сверкая закатившимся глазом сквозь растрепанные волосы (соседи бы не поняли).
В общем, было решено провести съемки в одном из наших номеров. Два из них находились друг на другом: один на пятом, второй на шестом этаже. Режиссерская задумка состояла в том, что оператор будет снимать с шестого, а «нечто» в пижаме выползать из окна пятого (при этом третий будет держать выползающего за ноги, чтобы тот не упал с подоконника). Обошлось без травм, да и ролик вышел забавный (на улице в это время было уже безлюдно, так что полицию и скорую тоже никто не вызывал). Дальше последовали съемки второй серии: на этот раз оператор заходил в номер, потом резко выключался свет и «нечто» выходило уже из ванной. На третью серию фантазии не хватило, да и время было позднее, так что мы решили разойтись по номерам, еще не догадываясь, какое испытание нам готовит следующий день тренировок.