Перейти к содержимому

Интенсив-курс в Японии 2014. Яманаси додзе. 10-12 мая. В поисках Какигори

10 мая 2014

В очередной раз ранним утром мы завтракали полюбившимся круасанами и кофе и наблюдали сквозь огромное окно, как солнце пробуждает еще спящий город.

Небо было ясным и предвещало превосходную погоду. Остаться в гостинице и позволить себе проваляться полдня в кровати было просто непростительно, когда «летняя» (по нашим меркам) жара и свежий ветер с гор звали прогуляться по окрестностям.

Недолго размышляя, мы решились на поход до парка Geijutsunomori. На его территории расположен Музей литературы и Музей искусства префектуры Яманаси открытый в 1978г. Музей известен коллекциями картин европейских художников: Милле (Millet),  Коро (Corot), Курбе (Courbet) и Тёрнер (Turner). Кроме того в музее представлены коллекции выдающихся японских художников родившихся в префектуре Яманаси.

Добраться до пункта назначения решили пешком без посторонней помощи такси. Мы медленно брели по пустынным дорогам, наслаждаясь пейзажами и рассматривая всякого рода странности быта японского народа: широченные каменные ставни, крохотные автомобили, красочные ограждения и вывески, пока не уперлись в густую зелень парка.

Парк раскинул свои просторы далеко за пределы нашего зрения и радовал умиротворяющей тишиной и покоем. По всей его территории в совершенно хаотичном порядке были расставлены статуи и памятники разнообразных стилей, посвященные выдающимся личностям искусства. Неподдельный интерес привлекло огромное серебристое яблоко посреди поляны, отражающее лучи яркого солнца. А в центральной части на серой мостовой краской была изображена почитаемая японцами гора Фудзи в весьма сюрреалистичном стиле. Возле стоял прибор с лупой, позволявший разглядеть картину целиком, что давало возможности увидеть не только множество радужных красок, но и объем 3D-изображения.

Побродили в тени деревьев, посидели на берегу маленького водоема с плавающими в нем карпами и отправились в музей искусств. Это оказалась картинная галерея. Расстроившись, что выставок, посвященных именно японскому искусству, представлено не было, мы все же решились полюбопытствовать, чем все-таки интересуются японцы. Купили билеты, зашли в первый зал. Не спеша, передвигаясь от картины к картине, только оставалось дивиться умению художников прошлых веков передавать собственные эмоции и чувства кистью на обычный холст. Бережно хранимые произведения искусства до сих пор доносят до нас отголоски пережитых ими событий, с головой погружая в атмосферу давно ушедших лет.

Первый зал, второй – и вот мы уже у выхода. Но не все так просто! При попытке покинуть картинную галерею мы были остановлены обеспокоенным персоналом. Девушка вежливо направила нас к выходу с противоположной стороны. Удивленные, мы побрели в указанном направлении и были приятно поражены, обнаружив в очередном зале огромные картины японских художников. И их оказалось ни много ни мало целых три зала: были представлены творения, как мастеров современного искусства, так и прошлого столетия. Портреты, пейзажи, натюрморты и, конечно же, не обошлось без облюбованного японскими художниками абстракционизма, зачастую заставлявшего задуматься, смеяться или же с некой толикой отторжения отдаляться от картины. Время пролетело незаметно. Получив огромное удовольствие, блуждая в саду истинного искусства, мы неожиданно поняли, что пора было уже спешить на тренировку. Печально вздохнув, мы покинули картинную галерею, а следом и сам парк.

Тренировки

Две тренировки были посвящены повторению прикладных техник и отработке танто сохо (парная работа с деревянным ножом). Одно занятие было совместным с общей группой. Здесь присутствовали айкидоки всех возрастов: от детей до пожилых. Занятие проводилось в игровой форме. Изучали способы страховки при различных падениях и специальные общеукрепляющие упражнения.

Со стороны это выглядело, как-будто взрослые и дети, вместе играли в эстафеты, соревновались друг с другом. Но все эти игры четко вписывались в рамки Ёсинкан айкидо. Каждый элемент игры задействовал определенные упражнение на подготовку тела для выполнения определенной техники айкидо. В конце во время упражнений укрепляющих группы мышц используемые во время выполнения страховок, счет выполняли все вместе, сначала на русском, потом на английском и в завершение на японском языках. Это не только увеличило нагрузку втрое, но и пожалуй несло в себе некий символизм общности народов и поколений.

11 мая 2014

Занятия айкидо начались с повторения Танто сохо. Затем разобрали две техники от ката моти (захват за плечо) никкадзё осае ни и сокумен иминаге ити. Обе техники выполняются не похоже ни на одну школу. В завершение попробовали отработать дзю-ваза от ката моти. Сначала две техники выполнили как кихон ваза, затем десять техник дзю ваза. Тем, кто ни разу до этого не отрабатывал свободные техники от такого захвата, было предложено работать от захвата за руку.

Второй час был посвящен работе с дзё, в том числе, отработке укеми с дзё. Затем нам сразу предложили поработать над техниками дзю ваза (тоже с дзё). У нас не очень хорошо получалось, так как такой практикой мы занимались очень мало. И от особого усердия, но без должного умения, добавили себе еще травм. Но ёжики хоть и кололись, всё равно по-прежнему лезли на кактус.

В конце часа в додзё залетел шершень. Дружно взявшись за метлы и дзё, мы выгнали непрошеного гостя, и он улетел восвояси.
На третьем часе был выполнен детальный разбор базовых моментов работы с дзё. Правила этикета, техника безопасности, основные стойки, смена стойки. Затем разобрали шесть вариантов бросков: 2 кокью наге, котеаеси, ирими цки, семен ирими наге, никкадзё осае. Эту последовательность затем нарабатывали в построении катаригейко (ручеёк).

В этот день погода была очень жаркая. После тренировок Сенсеи предложили покушать "Какигори". Первая часть названия этого лакомства нас не очень вдохновила (кто-то даже переспросил: "какие-какие каки?"). Но, судя по объяснению, это оказалось разновидностью местного мороженного. Видимо, из-за жары в том кафе, куда нас привезли, местное население слопало все какигори, и нам только и оставалось, как довольствоваться обычным мороженным и прохладительными напитками.

Дальше по программе был запланирован шопинг (закупка сувениров). Нас отвезли в тот же мега-маркет, что и в прошлом году, где мы прикупили, кому что приглянулось. Во время прогулки по магазину Такено сенсей расспросил нас о дальнейших планах и впечатлениях от занятий айкидо. Оказалось, что мы занимаемся на таком же татами, как и первые айкидоки сто лет назад, и такое покрытие осталось только у него в зале. Другие додзё давно уже перешли на современные, более мягкие и удобные татами.  Но, когда он начинал заниматься, покрытие в додзё было именно таким, не прощающим, несобранности, невнимательности, неаккуратности. Это очень дисциплинирует. Ещё он рассказывал, о том что Годзо Сиода выполнял броски на нем очень мощно и стремительно. Он прошел в свое время эту школу и теперь передает свой опыт следующим поколениям.

После легкого ужина отправились восстанавливать силы. Завтра по плану было на одну тренировку больше чем обычно. А тело уже совсем не улыбалось встрече с татами Такено Сенсея.

12 мая 2014

Первый час начался с правильной постановки блока от бокового удара ёко мен ути. удар выполнялся как во время работы с ножом, локоть все время находится на центральной линии. Удар выполняется без замаха и получается более быстрым и наполненным. Затем изучали ряд свободных техник от этой атаки: котегаеси наге, кокью наге, сихонаге кудзуси, семен ириминаге, удегарами наге. Не смотря на множество отличий в выполнении, хочется отметить мягкость в контакте с партнером во время входа и жесткость самого броска за счет стремительного опускания веса вниз во время броска.

Второй час продолжили последовательность дзю ваза: техниками ёкомен ути кокью наге (три варианта), коси наге (бросок через бедро), второй вариант котегаеси наге (с запусканием уке через весь зал). Очевидно программой было запланированна подача информации по нарастающей степени сложности. Так что приходилось стискивать зубы и раборать на смотря на отбитые бока и конечности.
Накагава Сенсей всячески подбадривала нас. То становилась и выполняла вместе с нами техники и как сите и как уке. При этом демонстрируя как это легко и просто  .  То напоминала нам, что завтра осмотр достопримечательностей и нужно собраться с духом и доработать качествено до конца, на уставая говорить "Гамбатте".

Третий час начался с укеми (страховки), затем повторяли разобранную последовательность техник дзю ваза.
Четвертый час заняло повторение дзю ваза от бокового удара и танто сохо.