Перейти к содержимому

Слово  "додзё" (道場/dojo) японского происхождения.  Дословно 道 "до" - путь, 場 "дзё" - место. В настоящее время так чаще всего называют зал или клуб для восточных единоборств. В более сложном, приближенном к исходному смысле, это место для занятий айкидо, место постижения пути, храм объединения души и тела.

Додзё в айкидо, как правило, отличает аскетичность убранства и минимализм. Для начала кратко опишем внутреннее устройство додзё. Сёмен (shomen) или камидза (kamiza) - это передняя часть додзё. Она расположена напротив входа. С противоположной стороны располагается симоза (shimoza). Правая часть называется дзёсэки (joseki), а левая симосэки (shimoseki).

Вот и всё.

Отличия додзё от спортзала

Многие люди, прочитав этот абзац, решат, что им этого объяснения достаточно, и додзё ничем, кроме замысловатого названия, не отличается от боулинг-клуба, с той лишь разницей, что нет шаров и кегель .

На самом деле, все не так просто. В первую очередь, это место с множеством традиций и особенностей, не всегда понятных постороннему. 

Итак, внешний облик додзё - это спортзал для физической тренировки. Эта часть открыта для любого обывателя.  Но исторически это слово имеет буддистские корни и дословно переводится как храм, святое место. В буддистском храме место для Дзэн медитации называли додзё. Где "дзё"- это место (эмббу-дзё - место для проведения показательных выступлений, кейко-дзё - место для занятий, если оно находится за пределами додзё). "До" - это Путь. Дословно додзё - это место постижения Пути (в данном случае -  пути боевых искусств).

Хомбу додзё Ёсинкан айкидо

Камидза

Камидза - это духовный центр додзё, место, где живут божества, дух учителей и основателей стиля. Изначально это небольшое домашнее синтоистское святилище, в котором обитают духи предков – основателей рода. Оно расположено в нише стены (токонома 床の間 ). Согласно верованиям, души умерших охраняют жилище и превращаются в божества, которым поклоняются и приносят жертвоприношения в виде еды. Часто здесь размещают фотографии или изображения основателей стиля (Морихея УэсибыГодзо Сиоды), которые после смерти также обрели статус духов-хранителей и теперь молчаливо наблюдают за всем, что происходит в додзе (что-то вроде немых свидетелей, глядящих с укоризной на жалкие попытки учеников применить ту или иную технику айкидо).

Камидза в Хомбу додзё Ёсинкан айкидо. Токио

В додзе принято входить босиком. При входе необходимо совершить поклон (рэй) в сторону сёмена в знак уважения к божествам, то же самое необходимо сделать и при выходе.

Соответственно, камидза – наиболее важная и почетная часть зала. Во время занятий или торжественных церемоний здесь всегда сидит старший учитель или почетный гость.

Традиционно перед началом занятий айкидо сенсей садится в центре додзё напротив правого края камиданы (это место называется - 横座 yokoza). Ученики садятся в линию позади учителя. Справа (дзёсеки/joseki) сидят старшие ученики (не по возрасту, а по уровню владения айкидо), слева (симосэки/shimoseki) сидят новички. Эта традиция существует в школах, получивших развитие в постфеодальной Японии (каратэ, айкидо, дзюдо, кендо...). В некоторых старых школах сохранилась традиция, в которой старшие ученики сидят слева от учителя. Это может быть связано с тем, что в древности в японских семьях был обычай старшему сыну сидеть по левую руку от отца во время приёма пищи.

Соответственно, правая сторона зала  - дзёсэки – место для старших учеников. Здесь же могут располагаться места для приглашенных (например, во время экзаменов и выступлений).

Левая сторона – симосэки – наименее почетна. В соответствии с канонами фусуй (фен-шуй), здесь располагается выход из зала.

На стенах додзе располагаются таблички с именами учеников, а также держатели для тренировочного оружия.

Внутренняя организация в додзё

Центр додзё

Центр додзё - это своего рода место сражения, место истины. Это место встречи оппонентов разного уровня. Это место где рождается конфликт, развивается и имеет свой исход.  Здесь нет места для дискуссий, оправданий, разумных доводов. Центр додзё - это место где будока показывает лучшее, на что способен. Здесь такие мысли как: "Вчера я плохо поел, поэтому у меня мало сил", "Этот партнер сделал слишком сильно болевой контроль, но он использовал силу, а не технику айкидо", "Я больно приземлился после броска, потому что меня неправильно бросил сите" не имеют смысла. Центр додзё называется эмбу-дзё/embu-jo. "Дзё" - здесь переводится как место, "бу" - боевой, "эм" - действие. В других частях додзё у нас есть время на изучение и подготовку. Эмбу-дзё не место для разговоров или теоретических изысканий. Здесь имеет место только действие.

Когда-то давным-давно (еще в девятом веке) самураи занимались боевыми искусствами на открытых площадках внутри замка. Так как совершенствование техник зачастую требовало сохранения секретности (коварные соседи могли подсмотреть и разведать все секретные техники), появилась необходимость в сокрытии занятий от посторонних глаз. Поэтому тренировки перенесли во внутренние помещения с маленькими окнами под самым потолком. Такие помещения назывались «кэйкодзё»  稽古 場     - «место тренировки», реже - «эмбудзё» 演武場 - «место демонстрации боевого искусства», «синандзё» 指南所 - «место получения наставлений в боевом искусстве» или просто «букан» 武館  - «дом боевого искусства».  Со временем (где-то уже к периоду Эдо) физическое совершенствование и оттачивание боевого искусства стало невозможным без духовного совершенствования и приобрело форму будо.

Додзё в центре замка

Разные цели тренировок

В современных боевых искусствах в зале для тренировок (особенно где ключевой элемент спортивный), акцент в занятиях ставится на подготовку чемпиона. Впоследствии такой выдающийся спортсмен делает школу знаменитой и, в конечном итоге, привлекает большее число учеников. Однако, изначально цель занятий в додзё была совсем иной. Додзё являлось прототипом воинского подразделения самураев (воинов).

В нем учились не просто выполнять какие-то боевые техники, но и действовать слаженно, в едином ритме. Если бы в додзё ставили цель подготовить несколько высококлассных бойцов, которые в одиночном поединке могли бы справиться с любым противником, то при ведении боевых действий их одиночная победа не имела бы смысла при поражении всей армии. Поэтому одним из элементов тренировочного процесса стало непрерывное выполнение техник под счет.  Такое упражнение позволяло создать из отдельных людей единый боевой механизм, выработать «чувство локтя» и выйти за предел собственных возможностей, подключившись к общему потоку энергии. Таким образом, додзё становилось не просто залом, местом обучения индивидуума, а некой общностью, живущей по своим законам, и сильной не отдельными людьми, а общим настроем, своим боевым духом, умением работать сообща.

Татэмаэ и Хоннэ

В японской культуре есть два важных понятия: маска эмоций - поведение, демонстрируемое окружающим - татэмаэ (建前 tatеmae) и истинные чувства или желания человека, которые могут быть показаны только близким друзьям - хоннэ (本音 honne). Часто у жителей Японии они диаметрально противоположны. Эти две составляющие имеют отражение во всех аспектах жизни японцев. Так, в айкидо Ёсинкан есть эффектные и зрелищные броски, замысловатые болевые контроли. Эта часть айкидо показывается на демонстрациях широкой публике - это как верхняя часть айсберга.  И есть часть знаний, недоступная постороннему взгляду, скрытая за стенами додзё. Сюда можно отнести незаметные движения ног под хакамой, ощущение безопасной дистанции между противниками, время входа в атаку, баланс центра и многое другое.

Татэмаэ и Хоннэ

Понимания и освоение этих навыков приходит только с течением времени во время упорных тренировок под руководством грамотного сенсэя. Сюда же можно отнести такие понятия айкидо как омоте (внешнее) и ура (внутреннее), и идею японского сада камней миэгакуре (miegakure) - дословно означающее "скрытое от взгляда", второе значение этого слова "намеренно скрытое от взгляда обычного человека". Практика боевых искусств предусматривала передачу этих скрытых составляющих будо. Таким образом, в додзё создавались условия для трансляции всех аспектов боевого искусства от учителя к ученикам. При этом существовала необходимость снизить риск получения секретных знаний посторонними, поэтому включался принцип «монгай фусюцу» 門外不出 («за ворота не выносить») и «исси содэн» 一子相伝  («только одному сыну»). Бывало так, что сенсэй выбирал из общей массы одного-двух учеников и занимался с ними отдельно, передавая все секреты своего мастерства и делая их своими преемниками. Это позволяло сохранить знания и передать последующим поколениям.

Таким образом, понятие додзё включает в себя не только элементы внешнего оформления, но и единую систему обучения будо, внешнюю и внутреннюю дисциплину, систему обучения и взаимодействия между сенсэем и учениками.

В этой статье мы постарались описать различные аспекты известные далеко не всем занимающимся традиционными японскими боевыми искусствами. Конечно, нет двух одинаковых додзё, правила этикета тоже имеют небольшие различия, но  в каждом додзё царит своя атмосфера, настрой. Другими словами дух додзё, который нельзя передать, а можно только почувствовать, побывав в нем. Во время нашей первой поездки в Японию нам удалось посетить четыре додзё айкидо Ёсинкан, и в каждом был свой дух. Этот дух создается нашим отношением к этому месту. Любое место где бы вы не находились может стать вашим "додзё"- местом постижения Пути, при должном уважении и внимании к этому месту.

Додзё Такено Такафуми сенсея в префектуре Яманаси