Перейти к содержимому

Весенний экзамен айкидо. Впечатления

Удивительно быстро летит время между экзаменами. Казалось бы, только недавно переживались волнения, связанные с зимним экзаменом, а уже настал март, и с ним подготовка к весеннему. 

Изучив программу на 5-ый кю, я сильно сомневалась в своей способности освоить 6 новых техник к экзамену. Детский сад закончился, началась младшая школьная группа, и это вам уже не шомен учи иккадзё осае,  которое отрабатывалось на протяжении подготовки к 7 и 6 кю, техники стали более интересные и сложные.

Тут были и два новых контроля, и ириминаги, и базовые перемещения в парах. В общем, недели за полторы до экзамена я была очень не уверена в своих силах (хотя на тренировки ходила, и даже дома привлекла младшего брата в качестве уке). И тут неожиданно к нашей группе присоединился айкидока моего уровня – ровно за 2 тренировки до экзамена. Безусловно, помощь сенсея и старших учеников помогли навести порядок в голове (и количество таки перешло в качество), но возможность многократно отработать техники и в качестве сите, и в качестве уке (что тоже важно) также поспособствовало моему освоению даже такой сложной техники как сёмон учи санкадзё осае ни, не говоря уж про никадзё осае.

Экзамен, как и в прошлый раз, проводился на Бауманской в зале школы Ки Нагарэ. От нашей группы состав в этот раз был немного другим, но, как и зимой, пришли сдавать дети и подростки, так что представители школы Кенсинкан составляли подавляющее большинство (из Ки Нагарэ было всего трое взрослых).

В этот раз не было совсем маленьких деток, которые сдавали на 9 и 8 кю. Дети уже набрались опыта и сдавали на 7 и 6 кю. Естественно, пришли родители, поэтому зрительный зал был полон.

Мы дождались, когда предыдущая группа освободит зал, переоделись, размялись, и вспоминали основные моменты наших техник. Дети тоже тренировали свои техники, параллельно пытаясь стоять на голове, но с началом экзамена все утихли.

Экзамен начался, как обычно, с общего поклона. Дальше свою программу по очереди показывали ученики с белыми и желтыми поясами, и постепенно подходила очередь оранжевых. Легкое волнение, начавшееся с утра, нарастало, поскольку я очень боялась забыть какой-нибудь важный момент техник (например, в какую сторону шагать). Интриги добавляла неизвестность с партнером. На 5 кю, судя по цвету поясов, сдавало трое учеников, так что варианта было два – либо ученик, с которым я работала на тренировках, либо незнакомый подросток.

Сенсеи все же поставили нас в пару со знакомым учеником, видимо, разумно рассудив, что мы уже успели немного притереться друг к другу, за что им больше спасибо! А мальчику поставили в пару Милану. В целом наша сдача прошла неплохо – ошибки, конечно же, были, но техники мы не путали, что было хорошо. Однако, под конец таки произошел небольшой казус. Техники выполнялись в довольно быстром темпе, и к концу я, естественно, подустала. А тут сенсей произносит: «Рёте мочи…» и дальше мой мозг судорожно начинает соображать, что это за техника, ведь ее нет в нашей программе. Оказалось все просто – в конце всегда выполняются сюматсу доса, и при выполнении в парах уке захватывает сите за обе руки. Но связать эти две вещи сразу не получилось. Благо, сенсей повторил название перемещения еще раз, и мы его благополучно выполнили.

После нас сдавали ученики, претендующие на 4 кю (в том числе Лена и Юра из нашей группы, которые сдавали вместе), а потом объявили перерыв, чтобы дети могли уйти. После перерыва оставались претенденты на 3 и 2 кю. Учеников, сдающих на 3 кю, было трое, поэтому нашему Диме сенсей поставил в пару Лену, которая уже показала свою программу на 4 кю. Лена держалась молодцом, считаю, что ей к синему поясу положена коричневая полоска. Хоть она делала и не все техники, но дзю вадзу отработала, дав Диме возможность проявить свои навыки.

На 2 кю сдавали двое девушек – наша Милана и Наташа из Ки Нагарэ. На мой уже немножко более опытный, но все еще новичковый взгляд, девушки с техниками справились вполне хорошо, хотя на этот уровень требования уже гораздо более высокие не только к форме, но и к качеству (четкости, красоте) исполнения.

После небольшого перерыва были объявлены результаты (в отличие от прошлых двух экзаменов). Сдали все, кроме троих учеников на высокие уровни. И сенсей Александр решил пояснить, в чем были ошибки. Во-первых, на старших уровнях должна быть четкая стойка камаэ – не расслабленная, но и не перенапряженная. Привел в пример случай, когда претенденты не сдавали экзамен только потому, что в стойке камаэ у них была недостаточная концентрация, они отвлекались на посторонние события. Во-вторых, техники нужно учить сразу вместе с названиями, потому что вспоминать, как выполняется техника, разбирая название по частям, на экзамене некогда. На тренировках должна выстроиться четкая ассоциация между названием техники и ее исполнением, чтобы на экзамене сразу же вспомнился порядок действий (с какой ноги выйти, какой захват, какой контроль). Все нюансы и особенности должны всплыть в памяти автоматически, если на тренировках техника качественно отрабатывалась. С этими полезными знаниями мы разошлись по домам.

Поздравляю всех сдавших экзамен с новой ступенькой на своем пути постижения айкидо! Не сдавших тоже поздравляю – это очень ценный опыт, который помогает переосмыслить свои недоработки и в следующий раз подойти к подготовке более тщательно.

Анна Второва