Летний экзамен по айкидо. Впечатления начинающего айкидоки
Айкидо я начала заниматься полгода назад, и поначалу сложно было представить, что в конце лета уже пойду сдавать свой первый экзамен. За месяц до экзамена мы начали активно работать над экзаменационной программой – каждый ученик над своей. Новичков в нашей группе было немного, но один партнер у меня все же был, и мы старательно отрабатывали свои техники.
Правда, к августу он перестал ходить на занятия, и меня стали ставить в пары с более опытными учениками. С одной стороны, это было хорошо, потому что они меня поправляли, а с другой – сдавать-то экзамен все равно с партнером своего уровня, и лучше со знакомым, с которым вместе не один пуд техник отработали. Правда, старшие товарищи меня успокоили, что если пары моего уровня не найдется, то мне дадут старшего ученика, с которым я смогу поработать и как ситэ, и как уке. И это даже хорошо, потому что для старших мои новичковые техники – это уже давно пройденный этап.
Выполнение техник я более-менее выучила, благо их на 7 кю (то бишь, желтый пояс) всего две. Конечно, до идеального их исполнения мне еще как до луны, но в целом в них я была уверена. Чего нельзя сказать о названиях этих самых техник, которые состоят из 3-4 труднопроизносимых японских слов. Чем хорош любой экзамен, так это тем, что если к нему готовиться, то знания в голове систематизируются, и в результате знание предмета существенно улучшается, даже после сдачи. Так и произошло – названия техник я таки выучила! Правда, будить меня ночью и спрашивать (а уж тем более просить показать) не советую – ничего цензурного вы в ответ не услышите (кстати, к следующему экзамену хорошо бы бонусом выучить пару японских ругательств, чтобы неповадно было желающим проверить мои познания в японском по ночам).
Еще одна не самая простая часть экзамена – это кихон доса (базовые перемещения). Их шесть, и названия тоже довольно зубодробительные. Каждое в отдельности перемещение, вроде бы, несложное. Но все равно пришлось потренироваться как следует, чтобы для начала перестать путаться в руках и ногах.
Ну и третий, конечно же, самый главный, навык, который я приобрела к экзамену – научилась красиво завязывать пояс!
Из нашей школы на экзамен вышли 8 человек – один коричневый пояс, один синий, один зеленый, целых три оранжевых, один желтый и один белый (то есть, я).
И вот настал день "Х". Кэйкоги (то есть, кимоно) постирано и отглажено, ногти подстрижены (чтобы партнера не царапать при выполнении техник), адрес додзе дружественной школы, где проводился экзамен, забит в адресную книгу планшета – ура, можно ехать! Казалось бы, я совершенно не волновалась перед экзаменом. Спала отлично, руки-ноги не тряслись, голова соображала – все было прекрасно! По дороге встретила Лену, и мы с ней довольно быстро нашли спортивный комплекс, переоделись и пошли в зал разминаться.
Приехали мы примерно за час до начала экзамена, но в зале уже было несколько человек, в том числе наши ребята. Мы сделали привычную разминку, поделали кихон доса, и стали отрабатывать техники. Партнер моего уровня из других школ так и не обнаружился, поэтому я все выполняла в форме ката, то есть, делая вид, что партнер все-таки есть. И явно переусердствовала, потому что к началу экзамена уже изрядно подустала.
Незадолго до начала экзамена вдруг увидела молодого человека с белым поясом, который, видимо, выяснил у сенсея Олега, кто достанется ему в пару, и направлялся ко мне. Нам удалось несколько раз поработать над техниками, и выяснилось, что товарищ-то довольно привередливый мне попался – требовал от меня правильного и четкого выполнения техник, иначе падать не желал! Видимо, в его группе были такие же принципиальные партнеры, которые отказывались двигаться, пока он не делал четкие контроли – и это очень здорово. Конечно же, на тренировках сенсей и старшие ученики меня поправляли и давали рекомендации по правильному выполнению техник, но четкости контроля уке все равно не хватало.
Наконец объявили начало экзамена. Его принимали три сенсея – Вячеслав, Александр и Олег. С Александром я была уже немного знакома – он заменял у нас Вячеслава на время отпуска. Олега видела впервые, он на протяжении всего экзамена молчал и делал пометки в своем листочке.
Камеру на этот раз установили подальше от мест, куда могли бы бросать друг друга ученики, чтобы не получилось, как на одном из прошлых экзаменов, когда камеру приходилось буквально спасать от летящих в нее учеников. Также во время экзамена велась фотосессия – девушка Мария грациозно перемещалась по татами и залу и ловила интересные моменты. Благодаря ей у нас есть много художественных фотографий, которыми можно хвастаться друзьям и поставить на юзерпик в соцсетях.
Итак, мы выстроились в линию по старшинству поясов, поклонились сёмэну, и начался инструктаж, который проводил сенсей Александр. Порядок сдачи экзамена – начиная с младших учеников, и далее по старшинству. Пока одни ученики сдают экзамен, остальные сидят на краю татами и смотрят. Таким образом, я должна была сдаваться в первых рядах, но не ожидала, что меня вызовут первой. Ученик, которого называют первым, должен дать команду своей группе сдающих «поклонитесь сенсею» - «сенсей ни рей». Эта почетная обязанность выпала на меня. И я ее успешно… провалила. Просто потому что на занятиях старший ученик всегда командует сначала «поклонитесь сёмэну» - «сёмэн ни рей», и только потом – сенсею. Ну, у меня как отложилось в голове, так я и сказала. Потом, конечно, исправилась. Видимо, такие недоразумения происходят на экзаменах регулярно, потому что в одной из следующих групп кто-то тоже ошибся. Хорошо, что у нас сенсеи добрые и готовы помочь и подправить, если что.
Сначала мы показывали базовую стойку – камаэ. Тут все было просто и понятно. Потом начались кихон доса (только 4 из 6-ти). Вот тут-то я поняла, что все-таки волнуюсь. Потому что привычная команда «хадзимэ», произнесенная сенсеем нашей школы (а не кем-то другим!), которую я слышала на тренировках много раз, почему-то ввела меня в ступор. В первый раз я ее перепутала с другой командой, но сенсей Александр (спасибо ему!) меня поправил и подсказал, что нужно делать. С этой частью базовых перемещений мы более-менее справились, и перешли к выполнению техник.
На татами нас было четверо – двое белых поясов, один желтый, и ему в помощь выделили ученика с коричневым поясом. Две техники мы показывали вместе с желтым поясом, поскольку они совпадали, и две он показывал один – мы в это время отдыхали. После показа всех техник мы стали делать оставшиеся два базовых перемещения. «Штирлиц никогда еще не был так близок к провалу» - подумала я, когда меня опять заклинило на команде «хадзимэ», и пока я соображала, что делать, сильно рассинхронизировалась с другими учениками. Правда, пару раз мне все-таки удалось сделать этот вид перемещения, так что все было не очень плохо.
После выполнения своей части экзамена, мы снова поклонились сенсею (слова я на этот раз не перепутала!) и сели на край татами к остальным ученикам.
После нас вышли оранжевые пояса. В этой группе были только ученики нашей школы – Андрей, Дима и Лена. Андрей с Димой работали вместе, а Лене в пару дали ученицу с коричневым поясом. На мой взгляд, ребята показали свою программу хорошо. Техники на зеленый пояс гораздо сложнее, чем на желтый и оранжевый, я это прочувствовала как уке на тренировках. Так что они большие молодцы.
Потом экзамен сдавали ученики с зелеными поясами, их было всего двое, в том числе, наш Кирилл. Он очень четко и красиво выполнял и кихон доса, и сами техники. Возможно, сенсеи и заметили какие-то ошибки, но мне все понравилось.
После зеленых поясов объявили перерыв. Впереди были экзамены для синих и коричневых поясов, которые помимо базовых перемещений и большого количества техник должны были показать свободное выполнение техник от определенного типа удара или захвата.
Результаты экзамена должны были объявить в конце, но мне нужно было уйти, поэтому не удалось посмотреть программу старших учеников. Когда пришла домой вечером и позвонила Ане, старшей ученице нашей школы, выяснилось, что результаты экзамена будут только на тренировке – ждать всего каких-то два дня. Конечно, она меня успокоила, что к новичкам обычно относятся лояльно, но ошибки, которые я сделала, все-таки мне казались довольно существенными. Для экзамена по айкидо очень хорошо работает поговорка «После драки кулаками не машут» - то есть, чего переживать, если уже ничего не исправить. Этим я себя и успокоила.
На тренировке выяснилось, что все ученики нашей школы сдали экзамен успешно, и сенсей Вячеслав в торжественной обстановке вручил всем заветные аттестаты. Мой теперь стоит дома на самом видном месте и радует глаз. Понятно, что это сама первая и ма-аленькая ступенька на пути освоения искусства айкидо, но все равно приятно, что я на нее поднялась.
Очень мне нравится традиция нашей школы отдавать пояса предыдущего уровня младшим ученикам. Благодаря этому у меня образовалось целых два желтых пояса. Говорят, что был еще и третий, но отдавать мне его уже не стали. Зато у меня теперь тоже есть, чем поделиться с новичками.
И в заключение хочу сказать большое спасибо сенсею Вячеславу и ребятам нашей школы за помощь на тренировках!
И поздравляю всех с успешной сдачей экзамена!
Так держать!
Анна Второва