Skip to main content

Интервью с Додзё-тё Сусуму Чино 2013 г. Хомбу Додзё

Во время нашей поездки в Японию, после тренировок в Хомбу додзё, Додзё-тё Сусуму Чино согласился дать нам небольшое интервью по собранным вопросам членов Московской Ассоциации клубов Ёсинкан Айкидо. Благодаря помощи Сенсея Теппея Янагихары, выступившим в роли переводчика с японского на английский язык, мы смогли получить ответы на все подготовленные вопросы.

Господин Чино, благодарим Вас за то, что согласились дать нам интервью, для нас это большая честь. В России много людей занимается Ёсинкан айкидо, и у них накопился ряд вопросов. Мы уверены, что всем нам будет очень полезно узнать мнение человека, имеющего столь обширный опыт в данной области. 

В экзаменационной программе Ёсинкан айкидо как таковой работы с оружием очень мало. Практикуется ли работа с оружием в Хомбу Додзё, и какие цели при этом достигаются? Носит ли работа с оружием лишь вспомогательный характер?

Додзё-тё Чино: На тренировках в Хомбу Додзё мы в основном работаем над техниками, в которых не применяется оружие. С оружием мы занимаемся, когда в зале мало людей. Исторически так уж сложилось, что когда Годзо Сиода Сенсей (далее я буду называть его «Годзо Сенсей») обучался у Морихэя Уэсибы Сенсея (далее - «О-Сенсей»), акцент делался именно на рукопашные техники. Лишь в поздние годы жизни О-Сенсей стал уделять больше внимания работе с мечом.

Такая работа помогает развить чувство тайминга, ощущение «ки», а также улучшить понимание базовых принципов, которые лежат в основе техник Ёсинкан айкидо.

Чино Сусумо (Додзё-тё Ёсинкан Айкидо Хомбу Додзё)

В России очень распространено мнение, что айкидо не эффективно для применяя в реальной драке. Сами техники айкидо очень сложны в изучении. В реальной схватке крайне редко можно встретить такие виды атаки, как семен учи, ёкомен учи или семен цки. Каково Ваше мнение об этой стороне айкидо?

Додзё-тё Чино: В наши дни никто не станет использовать меч в реальной уличной драке, хотя в прежние времена в Японии это было обычным делом.

С помощью перечисленных видов атаки мы постигаем сущность айкидо. Хотя движения в наших техниках и не похожи уличную драку, именно благодаря им мы учимся развивать тайминг, концентрировать свою силу и эффективно использовать возможности своего тела.

После первой тренировки в Японии Групповое фото с Додзё-тё Сусуму Чино

В Ёсинкан айкидо при сдаче инструкторского экзамена Госин ваза является обязательным элементом программы. Применимы ли эти техники для самообороны?

Додзё-тё Чино: Да, они вполне могут применяться для самообороны. И О-Сенсей, и Годзо Сенсей - оба имели опыт использования техник айкидо во время войны. Им также доводилось сталкиваться с противниками, владевшими другими боевыми искусствами, например, боксом. Можно с уверенностью сказать, что техники айкидо применимы для самообороны, но их эффективность будет зависеть от уровня мастерства того, кто их использует.

На экзаменах техники госин ваза демонстрируемые будущими инструкторами очень отличаются. Иногда это походит больше на драку или техники дзюдо. Существует ли методический материал по изучению госин ваза?

Додзё-тё Чино: Официально нет каких-либо канонических материалов по изучению госин ваза. У каждого мастера формируется свой стиль, и госин ваза будет зависеть от его персонального опыта, полученного ранее, например, в боксе, каратэ и т.п. Также это будет зависеть от его комплекции (рост, вес) и прочих индивидуальных особенностей. У кого-то движения могут быть быстрыми и резкими, у кого-то – медленными, но мощными. Основы одинаковы для всех, но дальше каждый развивает свой стиль, соответствующий его телосложению.

Какова роль Терады сенсэя в становлении Ёсинкан айкидо?

Додзё-тё Чино: Терада Сенсей был одним из первых учеников, стоявших у истоков Ёсинкан айкидо. На протяжении длительного времени он вносил существенный вклад в развитие Ёсинкан, и, кроме того, основал свой собственный стиль – одну из разновидностей Ёсинкан айкидо.

Встречался ли Годзо Сиода с Сокаку Такедой. Рассказывал ли он об этой встрече?

Додзё-тё Чино: Мне рассказывали, что однажды Сокаку Такеда посещал додзё О-Сенсея. Хотя самого О-Сенсея на тот момент не было на месте, его встретил Годзо Сенсей и угостил чаем.  

Групповое фото после занятий в Японии Сенсей Теппей (слева)

В айкидо есть четвертый контроль Ёнкадзё. Многие мастера выполняют его по-разному. Некоторые делают, захват ближе к запястью, чтобы усилить болевое воздействие. Другие выполняют захват выше от запястья для лучшего контроль локтя, и концентрируются в основном на кудзуси. По вашему мнению при выполнении этой техники важнее болевой контроль или кудзуси?

Додзё-тё Чино: Четвертый контроль Ёнкадзё главным образом должен выполняться не за счет болевого воздействия, гораздо важнее контролировать локоть и плечо. Также очень важно вывести противника из равновесия.

Возможно ли выполнение ёнкадзё одной рукой на неподдающемся уке (иногда демонстрируется на показательных выступлениях)?

Додзё-тё Чино: Да, это возможно. У О-Сенсея, и Годзо Сенсея это получалось. Практикуя техники, мы пытаемся достичь именно такого результата, и мне это удавалось.

Я перенял много техник у Годзо Сенсея, прочувствовав их на себе, и хорошо понял одну вещь. Причем она не ограничивается рамками айкидо, но также распространяется на другие сферы жизни. К примеру, когда фокусник показывает зрителям какой-нибудь трюк, никто не понимает, в чем секрет, и все думают, что это невозможно повторить. Когда профессиональный повар готовит изумительное блюдо, люди, попробовавшие его, считают, что никогда не смогут сделать что-либо подобное.

Точно так же новичок, увидевший Ёнкадзё на показательных выступлениях, не понимает всех тонкостей, и считает, что повторить это невозможно. Но он ошибается. Если как следует тренироваться и развивать концентрацию, то любой сможет выполнить то же самое.  

В символике Ёсинкан айкидо используется сокол. Существует ли история возникновения идеи использовать именно эту птицу в символике Ёсинкан?

Додзё-тё Чино: Среди прочих учеников О-Сенсея Годзо Сенсей особо отличался своей скоростью, благодаря чему его сравнивали с соколом. Насколько мне известно, история этого символа сложилась именно так.

С какой целью практикуются техники Сувари ваза Кокью хо 1-5? Где впоследствии используются навыки приобретенные при выполнении этих техник?

Додзё-тё Чино: Благодаря Сувари ваза Кокью хо 1-5 развивается ощущение кудзуси в различных вариациях. Во всех этих техниках уке из положения сидя захватывает ситэ за оба запястья: В Кокью хо 1 он тянет ситэ, в Кокью хо 2 – толкает, в Кокью хо 3 сохраняет фиксированное положение, в Кокью хо 4 скручивает локти вовнутрь, а в Кокью хо 5 толкает запястья уке к коленям. Хотя экзаменационная программа включает в себя только 5 техник Кокью хо, их существует гораздо больше, и все они направлены на развитие кудзуси.

Партнер бывает значительно сильнее

В тяжелой атлетике перед тем как поднять штангу атлет делает вдох и задерживает дыхание и только после того как бросил штангу делает выдох. Мы очень много слышим о силе кокью при выполнении техник айкидо. Силе дыхания, как одном из основных принципов айкидо. Имеет ли это непосредственную связь с такими физиологическими аспектами как: вдох, выдох, задержка дыхания на вдохе/выдохе при выполнении техник айкидо? Как, по вашему мнению, можно на практике использовать этот принцип?

Додзё-тё Чино: Значение кокью-рёку очень сложно объяснить в двух словах. Сам термин «кокью» означает «дыхание», однако понятие кокью-рёку связано не только с дыханием. Возможно, по этой причине у людей складывается ошибочное представление.

Кокью-рёку – это некая связь, которая формируется между вами и вашим партнером в результате совместной работы таких факторов, как сила центральной линии, концентрация энергии, чувство ритма и правильный настрой сознания. Вы с партнером превращаетесь в единое целое, при этом ваш разум должен быть свободен от мыслей.

Не существует каких-либо специальных методик для тренировки кокью-рёку, этого можно добиться лишь путем многократных повторений. Кокью-рёку постигается при помощи тела, а не при помощи разума.

Чино Сенсей (в молодости) асистирует Годзо Сиоде

В чем заключается практика медитации в начале и в конце занятия, когда мы садимся в сейза и закрываем глаза?

Додзё-тё Чино: Перед началом тренировки мы садимся в сейза, успокаиваемся и стараемся настроиться на тренировку. В конце занятия мы делаем то же самое, чтобы вновь прийти в состояние покоя и поразмышлять над тем, что мы вынесли для себя из сегодняшней тренировки.

Благодарим Вас за столь интересное и содержательное интервью!


Перевод предоставлен Ольгой Ришиной