Перейти к содержимому

Айки - поездка в Японию. День 6. Додзё Ёсинкан айкидо Яманаси. Встреча с Такено Сенсеем (ч.2)

Устроившись в компактном и практичном микроавтобусе с эмблемой Ёсинкан Яманаси Айкидо, мы отправились в кафе. За рулем была Чиеми-сан. По окончании обеда, состоявшего из очень вкусных суши, Такено Сенсей спросил о наших планах на сегодняшний день. Так как в планах у нас были только занятия в Яманаси додзё, нам предложили разнообразить их культурной программой и ознакомиться с местными достопримечательностями.

Первое место, куда нас отвезли, напоминало нечто наподобие цветочной оранжереи. (Как мы позже выяснили, это был парк Furouen (不老园) что в переводе означает «Сад вечной жизни».) Поднимаясь по горной тропинке, серпантином уходящей к вершине горы, мы любовались прекрасными цветами и деревьями, которые уже почувствовали весну и начали распускаться пышным цветом, наполняя воздух чудесным ароматом. Во время остановки на одном из горных уступов нам предложили попробовать креветочный суп с золотыми песчинками. После дегустации мы продолжили путь, поднимаясь все выше и выше и то и дело фотографируя вершину Фудзиямы, которая отлично просматривалась с этой высоты.  

Такено Сенсей заметил наш нескрываемый интерес к Фудзияме и спросил, успели ли мы побывать на ней в предыдущие дни. Мы вкратце рассказали о постигшем нас во второй день поездки разочаровании. Тогда он предложил отвезти нас к подножью Фудзи Сан прямо сейчас. Нам было неловко причинять Сенсею столько хлопот, поэтому мы ответили, что предпочли бы тренировки в додзё великолепным видам Фудзи, но он всё же настоял на поездке, заметив, что такая ясная и безоблачная погода, бывает не каждый день, и что дорога займет всего около часа. Разумеется, мы согласились.

Путь лежал через многокилометровый туннель сквозь гору. В начале у нас возникла мысль записать видео, чтобы потом подсчитать его протяженность, но после пяти минут съемок туннель даже не собирался заканчиваться, так что мы оставили эту затею.

Подъезжая к месту по извилистой дороге, мы все более четко видели очертания Фудзи, которая появлялась то справа, то слева. Наконец, мы добрались до горного озера Кавагути-ко (河口湖), самого крупного в районе Пяти озёр Фудзи (富士五湖, Фудзигоко), расположенного в перефектуре Яманаси. В центре которого возвышался небольшой островок с постройкой, напоминавшей пагоду. Почва на берегу озера была очень необычной. Это оказался вулканический пепел. Раньше нам не приходилось сталкиваться с чем-либо подобным. В озере водилась рыба и, судя по большим раковинам на берегу, моллюски. Сделав множество фотографий на фоне Фудзиямы, и побродив по берегу, мы сели в машину и отправились дальше.

Как выяснилось, наша культурная программа на этом не закончилась, и теперь мы ехали не в додзё, а в храм Эринджи. Стоит оговориться, что Яманаси - это именно то место, где в период между 1045-1127 гг. жил и обучал искусству Дайто-рю Айки Дзюцу Синра Самбуро Минамото но Ёсимицу, который считается прародителем айкидо. Сам же Эринджи является фамильным храмом семьи Такеда, одним из ярких представителей которой был знаменитый Такеда Синген (даймё и полководец Японии периода «Воюющих провинций»).

Сакура уже вовсю расцвела. Такено Сенсей угостил нас традиционными японскими сладостями в виде шариков (судя по всему, с соей), которые нужно было макать в сироп. Рядом с ларьком со сладостями располагался пруд, где неспешно чистили перышки местные утки. Вдоль одной из аллей с двух сторон стояли небольшие постаменты со скульптурами, изображавшими двенадцать знаков зодиака. Под ними лежали мелкие монетки, оставленные посетителями. Побродив по цветущим аллеям храма Эринджи, мы отправились в обратный путь, в додзё Яманаси.

Когда мы вернулись, нас ожидала небольшая группа молодежи. Насколько мы поняли, это были желающие записаться на занятия. Их разместили в качестве зрителей на стульях прямо в додзё, так что они могли наблюдать за нашей вечерней тренировкой.

Вечернее занятие было посвящено кихон ваза (базовые техники Ёсинкан айкидо) и проходило очень интенсивно. Такено Сенсей и Чиэми Сенсей показывали технику в быстром темпе, причем один раз и на одну сторону, после чего отдавалась команда приступать к отработке этой техники. Так продолжалось на протяжении всего часа. Все техники были подобраны по программе Ёсинкан айкидо 1-3 кю, поэтому для некоторых из нас они были абсолютно незнакомы.

Тем не менее, подобный подход заставлял максимально сконцентрироваться. Каждый понимал, что если не успел увидеть и запомнить всё сразу, второго шанса не будет. Однако Такено Сенсей и Чиэми Сенсей не переходили к следующей технике, пока не убеждались в нашем прогрессе, пусть даже незначительном. Временами Такено Сенсей останавливал всех, чтобы более подробно показать и разъяснить, какой-нибудь технический момент. В итоге за один час мы смогли детально проработать четыре базовых техники айкидо.

Когда занятие было завершено, Чиэми Сенсей любезно усадила нас с чемоданами в микроавтобус и отвезла в гостиницу-рёкан. Дорога заняла около сорока минут. От её предложения заехать за нами на следующий день мы отказались, поскольку не хотели злоупотреблять гостеприимством. Тогда она оставила адрес додзё гостиничному персоналу и распорядилась отправить нас туда утром на такси.

Попрощавшись с Чиэми Сенсеем, мы босиком отправились в номер (здесь тоже было принято разуваться и уносить обувь с собой).

Гостиница заслуживает особого описания. Это был рёкан (традиционный японский отель) расположенный рядом с горячим источником (онсэн), в котором можно купаться под открытым небом. Интерьер номера выглядел в точности как в старых японских фильмах про самураев. Пол был застелен плетеными татами, в декоративной нише (токонома) красовалась икебана, а раздвижные двери (которые мы по неосторожности чуть не снесли) делили комнату на два помещения. На полу стояли стулья без ножек (но со спинками), на которых можно было удобно разместиться в положении сейдза (традиционный японский способ сидения на коленях). Благодаря тому, что на тренировках айкидо часть времени приходиться проводить в таком положении, особого дискомфорта это не доставило.

Разместиться в номере нам помогла девушка, говорившая на английском (остальной персонал иностранными языками не владел). Она выяснила, во сколько нам будет удобно ужинать и завтракать, показала, где что находится и как этим пользоваться, а также уточнила еще некоторые формальности. Разъяснив нам всё до мелочей, она на всякий случай добавила, что если вдруг возникнут трудности, мы можем в любое время позвонить на ресепшн, и нам придут на помощь . Мы привели себя в порядок, приняли душ и переоделись в предложенные юката (традиционная японская одежда). Вскоре после этого в дверь постучали двое ребят и, совершив традиционные поклоны, занесли в номер столики, а потом и разнообразные закуски, представлявшие собой экзотические блюда из водорослей, морепродуктов и еще каких-то неизвестных нам ингредиентов.

Вообще, поклоны в Японии приняты во многих случаях: не только при входе в додзё, но и просто в качестве приветствия, благодарности, знака уважения и т.п. Как говорил Райкин: «Ты меня уважаешь, я тебя уважаю. Мы с тобой - уважаемые люди». Так что все везде друг другу кланяются по поводу и без.

Через некоторое время пришла пожилая женщина в кимоно и принесла новую порцию еды, при этом усердно объясняя нам что-то на японском языке и нисколько не смущаясь по поводу того, что собеседники не понимают ни слова. Однако с помощью мимики и жестов, нам все же удалось выяснить у нее, что с чем мешать и чем запивать, что варить, а что есть сырым (у каждого на столиках стояли горелки с водой и сырыми продуктами).

Как только нас оставили одних, мы с аппетитом принялись за еду, восстанавливая силы после длинного, дня, полного приключений.

Когда наши тарелки становились пустыми, в дверь снова стучали и заносили новые кушанья.

Так продолжалось раз пять, и мы даже начали шутить, что бесконечный поток блюд не закончится до тех пор, пока кому-то не станет плохо от переедания, или пока кто-то не скажет: «Хватит! Довольно!». Однако на пятый раз нам принесли десерт, так что мы успокоились и не стали набирать волшебный номер ресепшн на внутреннем телефоне.

После ужина снова пришли двое ребят (впоследствии получившие прозвище «двое из ларца»), унесли столы и поинтересовались, можно ли начинать стелить кровать. Получив утвердительный ответ, они устроили настоящее шоу, мастер-класс по расстиланию футонов. Все движения были отточены и синхронизированы, создавалось впечатление, что их обучали этому долгие годы и у них, как минимум, первый дан по расстиланию кроватей. Закончив работу и откланявшись, они удалились. Посетив онсэн, мы легли спать, ещё не зная, что нам приготовил следующий день в Кофу.