Skip to main content

Морихей Уэсиба (Morihei Ueshiba)

О-сенсей Морихей Уэсиба или О-сенсей - основатель айкидо.

Морихей Уэсиба

Рождение

Морихей Уесиба родился 14 декабря 1883 года в Японии, в селении-храме Танабе, расположенном на 200 км южнее Осаки у подножия гор Кумано.

На тот момент в семье Уесиба было три дочки, и родители очень обрадовались рождению наследника.

Отец Морихея Йороку был успешным землевладельцем. Он был человеком крепкого телосложения и стойкой самурайской закалки, унаследовав эти качества от деда Морихея Кичиемона, родоначальника клана Уесиба, широко известного в Японии и славящегося невероятной мощью.

Мать Морихея Юки была родственно связана с кланом Такеда, одним из величайших самурайских семейств. Она была образованной и благочестивой женщиной.

Морихей родился преждевременно, был худым и слабым. Но, благодаря заботе родителей и старших сестер, он вырос крепким и здоровым юношей. С детства он много времени проводил на свежем воздухе, вставал с восходом солнца и, совершив поклонение святым местам родного края, занимался физическим трудом. Весной и летом Морихей ловил рыбу и плавал в заливе, а осенью и зимой совершал длительные прогулки по горам.

В шесть лет он пошел в школу, открытую при храме. Не проявляя особого интереса к учению Конфуция, он был полностью поглощен мистикой, экспериментами создания зрительных образов и медитативными методиками эзотерического буддизма школы сингон ("истинных слов").

Если говорить о характере Уесибы, то можно сравнить его с непредсказуемостью Тихого океана, недалеко от которого находилось родное поселение Морихея. Свободолюбие и упрямство приводили порой к вспышкам гнева и ярости, которые, впрочем, могли угасать так же быстро, как и возникали.

Юность

Став старше, Морихей много времени уделял физическому и духовному развитию. Чтобы укрепить тело, он занимался ловлей рыбы, обливался холодной водой, работал в порту грузчиком, принимал участие в состязаниях по армрестлингу и сумо. И это далеко не полный перечень его увлечений.

Будучи глубоко верующим человеком, Морихей регулярно посещал святые места и даже совершил паломничество в западную часть Японии к Тридцати Трем Священным Местам. Соблюдение ритуалов очищения в водах океана и водопадов было для него строго обязательным.

В 1896 году в возрасте 13-ти лет Морихея записали в среднюю школу Танабе, но вскоре он уговорил родителей перевести его в счетную академию. Здесь, благодаря аналитическому складу ума и ловким пальцам, он более года успешно исполнял обязанности помощника инструктора.

Окончив академию, Морихей получил работу в местном налоговом бюро в качестве аудитора, но, получив предложение с повышением по службе и переводом в Центральное токийское бюро, отказался строить карьеру дальше, не желая просиживать штаны до конца своих дней. Так, в семнадцатилетнем возрасте он бросил работу и присоединился к бунтующим рыбакам, выступавшим против сговора чиновников.

В 1902 году, по настоянию отца, девятнадцатилетний Морихей переезжает в Токио и открывает лавку по торговле канцтоварами. Но, несмотря на успехи в бизнесе, молодой Уэсиба увлекается Тэнсин Синьё джиу-джитсу и искусством фехтования Синкагэ и возвращается в Танабе. Здесь же он вскоре женится на Хатсу Итогава.

Мориеи Уэсиба с женой
Хатсу Итогава (1937г.)

Морихей Уэсиба (сверху в центре) в возрасте 21 года, 61-й полк Вакаямы, Русско-японская война

Морихей всегда стремился быть воином и проявить себя в ратном деле. И в 1903 году он оказался среди тысяч добровольцев. Однако первая же военная комиссия его забраковала — он был ниже ростом, чем предусмотренный допустимый минимум (1,55 м). Расстроенный отказом и не желающий сдаваться, Морихей принялся увеличивать свой рост. Он привязывал к ногам тяжести и часами висел на суке дерева, чтобы добрать недостающие ему 1,5 см. И как результат, спустя год он был назначен в полк, базирующийся в Осаке.

Прославился он среди сослуживцев и как обладатель необычной головы. В юности на протяжении ряда лет Морихей упорно отрабатывал упражнение по укреплению лобовой части головы, заключающееся в раскалывании каменных пластин, что не могло не отразиться на ее форме.

В часы досуга Морихей совершенствовался в боевых искусствах. Впоследствии он был принят в додзё Масакатсу Накаи в пригороде Осаки Сакаи, где изучал Гото-ха Яго Рю джиу-джитсу с мечом и копьем (в 1908 году Морихеи получил диплом наставника в этой школе).

По окончании войны в 1905 году Морихей был уже в первых рядах кандидатов в военную офицерскую школу, зарекомендовав себя как бесстрашный боец антигангстерского фронта.

В родной город Танабе Морихей вернулся в 1906 году, отойдя от военных дел. Продолжая изучать Гото-ха Ягю Рю, он практиковался и в некоторых элементах Кодокан Дзюдо в построенном отцом семейном додзё.

В 1909 году в возрасте двадцати пяти лет Морихей сильно увлекся весьма эксцентричной школой Кумагусу Минаката.

Экспедиция на Хоккайдо

После рождения дочери Матсуко в 1911 году в жизни Морихеи происходит ряд изменений. В то время приобретение недвижимости на острове Хоккайдо стало весьма перспективным делом, и он отправляется в эту северную провинцию с "разведывательной" целью. Довольный и под впечатлением от увиденного, Морихеи возвратился в Танабе, где начинает набирать желающих отправиться на поселение на Хоккайдо.

Караван переселенцев состоял из пятидесяти двух семей и насчитывал восемьдесят четыре первопроходца. С помощью богатых родственников Морихеи нашел средства для спонсирования мероприятия, и 29 марта 1912 года отважные переселенцы, помолясь и простившись с прежней родиной, отправились на новую землю.

Только к 20 мая караван добрался до места предполагаемого поселения. Морихеи работал в поте лица с раннего утра до позднего вечера, стараясь вдохновлять своих собратьев, дабы те не теряли чувства уверенности в собственных силах ни при каких невзгодах.

К 1915 году ситуация наконец-то улучшилась и урожаи, выращиваемые нелегким трудом поселенцев, стали значительнее. Для дальнейшего развития экономики коммуны Морихеи предложил развивать коневодство, свиноводство и даже горное дело, активно помогал создавать систему здравоохранения и санитарии, а также образования.

Едва только в коммуне начала налаживаться нормальная жизнь, как сильный пожар 1916 года внес свои негативные коррективы, уничтожив около восьмидесяти процентов жилого фонда деревни (включая и дом Морихея) и унеся жизни трех человек. Катастрофа была, конечно же, ужасающей, однако Морихеи вновь своим самоотверженным трудом не позволил духу отчаяния и разочарования завладеть сердцами колонистов. Уважение и авторитет Морихея как безоговорочного лидера коммуны были подтверждены практически единогласным выбором его на пост главы деревенского совета старейшин в 1917 году.

Внизу справа - Морихей Уэсиба в возрасте 30-ти лет осваивает дикие земли Хоккайдо

Поселение Сиратаки на острове Хоккайдо
Работая с этими громадными распилами Морихеи тренировал крепость тела.

Мастер Дайто Рю Сокаку Такеда
(1859—1943)

Знакомство с Сокаку Такеда

Во время проживания на Хоккайдо судьбе было угодно свести Морихея с известным великим мастером Дайто Рю джиу-джитсу Сокаку Такедой (1859—1943), одно упоминание имени которого вселяло в окружающих страх.

В феврале 1915 года во время поездки в Ингару Морихеи случайно узнал, что Сокаку проводит занятия в местной гостинице, и сразу же поспешил туда. Понаблюдав за впечатляющей демонстрацией техники и ловкостью хрупкого на вид Сокаку, Морихеи попросился к нему в ученики по Дайто Рю и остался там на месяц, позабыв обо всем на свете.

Впоследствии Морихеи тренировался вместе с Сокаку все свое свободное время, спонсировал строительство додзё и в конце концов предложил Сокаку остаться с ним на столько, на сколько тот пожелает. Практически каждое утро в течение двух часов Морихеи получал инструкции от Сокаку и помогал своему наставнику с утра до ночи во всем, в чем только мог: готовил пищу, стирал, делал массаж, парил в бане.

При случае Морихеи выполнял и роль дублера Сокаку в наиболее опасных операциях, что, конечно же, послужило отличной практикой и проверкой сил для будущего великого бойца, которого Сокаку видел в своем преуспевающем ученике. Морихеи таким образом научился противостоять врагам, стремящимся убить соперника.

После пожара 1916 года Морихеи затратил много времени и сил на восстановительные работы, хотя и старался все свободное время уделять тренировкам и поездкам со своим учителем на показательные выступления и уроки в различные области Хоккайдо.

Омотокё в жизни О-сенсея

В конце 1919 года из родного Танабе пришло печальное известие о тяжелой, смертельно опасной болезни его отца. И Морихеи со своей семьей, пополнившейся в 1917 году сыном Такемори, покинул остров Хоккайдо.

Однако до дома отца Морихей так и не добрался. По пути домой он заехал в Аябе и после недолгого пребывания там и беседы с Онисабуро Дегути - главой синтоистской секты Омото-кё - вернулся на Хоккайдо. Впечатление от этой поездки было настолько сильным, что он был сам не свой в течение нескольких месяцев, что очень волновало его домочадцев.

Весной 1920 года тридцатисемилетний Морихеи, его жена и двое детей, а также престарелая матушка отправляются в Аябе. Поселившись в небольшом домике, Морихеи начал активно участвовать во всех проектах Омото-кё, будь то строительные или сельскохозяйственные работы, а также религиозные службы, обряды, празднества, курсы по медитации, церемонии очищения. Он старался везде и во всем не уступать остальным членам общины. Морихей страстно изучал основы и принципы учения Омото-кё, а после того, как постиг утверждение, что искусство — "мать, дающая жизнь любой религии", занялся каллиграфией и стихосложением.

Вначале в общине Морихеи занимался боевыми искусствами в одиночку по вечерам, однако после того, как было сформировано военное подразделение Омото-кё, Онисабуро попросил Морихея, чтобы тот обучил будущих бойцов азам военного дела. Морихеи также не отказывал в занятиях другим членам коммуны, желающим закалить тело и дух.

Так родилось первое додзё Морихея в Академии Уесиба.
Дочь Онисабуро Дегути – Наохи - вспоминала, что Морихеи никогда не делал поблажек для девушек, заставляя их выполнять те же задания и упражнения, что и мужчины. Это было крайне тяжело, зато ни одна девушка не чувствовала себя ущемленной или униженной по отношению к представителям сильного пола. Морихей учил своих студентов главным образом приемам самообороны; боевые удары мечом и копьем отрабатывал по-прежнему сам.

Онисабуро Дегути

Открытие первого тренировочного зала Морихея в 1920 году было самым памятным и наиболее счастливым событием с начала его жизни в Аябе.
Затем в жизни великого мастера настала черная полоса. В этом же году умерли от болезни один за другим с трехнедельным интервалом оба его сына — Такемори, которому было три года и который родился на Хоккайдо, и Кунихару, которому было всего шесть месяцев от роду и который появился на свет уже здесь, в Аябе. 11 февраля 1921 года было совершено первое гонение на Омото-кё.

Однако в июне 1921 года у Морихея родился последний и единственный выживший ребенок — сын Кисёмару. Бабушке Юки, матери Морихея, недолго удалось понянчить внука —- она умерла в начале 1922 года.
В конце апреля 1922 года в Аябе приезжает Сокаку со своей женой и десятилетним сыном. Появление такого задиристого и скандального субъекта пришлось явно не по вкусу Онисабуро. Да и сам Сокаку, будучи "человеком, пропитанным насквозь духом насилия и кровавой жестокости", отнюдь не старался скрыть свою неприязнь к Омото-кё. Покантовавшись с полгода в условиях весьма недружелюбной и чуждой для него атмосферы Айабе, Сокаку собрал вещи и покинул селение. После он еще несколько раз наведывался к Морихею, однако постепенно их дружба угасала, ибо Морихеи выбрал для себя совершенно иной путь познания истины, нежели тот, по которому шел великий мастер Дай то Рю. После 1935 года они уже больше не встречались в этом мире. В 1943 году Сокаку Такеда в возрасте восьмидесяти четырех лет ушел из жизни.

Морихей Уэсиба со своим единственным выжившим сыном - Кисёмару

30 июля 1924г. Тюрьма Пейинтала.
Слева навраво: Матсумура, Онисабуро, Морихеи, Огивара, Иноуе и Сакамото в плену у китайцев, закованные в кандалы

Великий Монгольский Путь

В начале февраля 1924 года Онисабуро со "строго конфиденциальным" заданием был тайно переброшен на территорию Китая. В этом вояже его сопровождал юрист Матсумура, англоговорящий парикмахер по имени Нада, телохранитель-универсал Морихеи, а также импресарио Яно. Соблюдая все правила маскировки и конспирации, группа незаметно миновала транзитом Корею, которая в то время была оккупирована японцами, и добралась благополучно до Фентигана (нынешнего Шеньянга).

После долгих опасных перипетий миссия установления нового государственного порядка не увенчалась успехом. В конце концов их захватили в плен китайские власти и, изрядно поиздевавшись, депортировали группу Онисабуро.

В конце июля 1924 года экспедиция возвратилась в Японию в сопровождении военного эскорта.

Нельзя сказать, что Онисабуро сильно опечалился провалом его миссии по "утверждению царства небесного на земле". Да и его объяснения неудачи также были довольно незамысловаты: "Просто звезды не так расположились, и не более того". Морихею же было весьма не по душе то, что лидер Омото-кё откровенно используется различными политическими фракциями (может, лучше силами?) для достижения их меркантильных интересов.

И вообще, пройдя великим монгольским путем приключений, Морихей сильно изменился и стал по-иному смотреть на вопросы жизни и смерти.

Адмирал Изаму Такасите
(1869-1949)

Становление айкидо

Весной 1925 года в возрасте 42-х лет Морихей почувствовал, что достиг духовного прозрения.

Адмирал Изаму Такасите услышал об удивительной технике Морихея и его учеников, особенно девушек, легко расправляющихся с пристающими к ним пьяницами и насильниками, в конце 1925 года. На организованном им в Токио представлении, куда были приглашены влиятельные особы того времени, Морихей демонстрировал в основном технику владения копьем. Относительно этого момента существует легенда в которой говорится, что Морихеи Уэсиба смог перебросить через весь сад 125 шестидесятикилограммовых мешков с рисом, поддевая их копьём, при этом не повредив ни один мешок.

После этого выступления Ямамото, будущий премьер-министр, попросил, чтобы Морихеи провел курс занятий во дворце Аояма с членами императорской семьи и их охраной. Но спустя неделю рассерженный дворцовыми интригами Уэсиба прекратил занятия и вернулся в Аябэ заниматься сельским хозяйством. И только через год весной 1926 года после повторной просьбы адмирала Такасита Морихеи вновь возвращается в Токио, остановившись у промышленного магната.

В октябре 1930 года в Меидзиро, Морихеи провел поединок с Дзигоро Кано, основателем Кодокан Дзюдо. Удивленный и восхищенный техникой великого мастера Кано сказал, что айкидо - это идеальное будо — настоящее дзюдо. После этого мастер дзюдо попросил Учителя принять в обучение двух своих лучших учеников, и Морихей согласился.

Открытие нового додзё

В марте 1931 года Морихей открывает новое додзё под названием "Кобукан". Это место впоследствии станет "меккой" айкидо. Морихей лично отбирал каждого ученика из огромной массы желающих. Кроме прохождения теста будущим айкидокам нужно было иметь рекомендации

от двух влиятельных лиц. Одним из таких счастливчиков оказался Годзо Сиода, впоследствии создавший стиль Ёсинкан айкидо.

Летом 1932 года при участии Омото-кё было организовано "Общество продвижения и поддержки боевых искусств Японии" (Дайнихон Будо Сеньо Каи) во главе с Морихеем Уэсибой. Главное додзё находилось в Такеда, горной деревушке префектуры Хайого в переоборудованной, заброшенной пивоварне.

Распорядок дня в этом додзё:

5:00

подъем и работа в поле

6:30

утренняя молитва и медитация

7:00

завтрак

8:00 - 9:00

лекция по Омото-кё

9:00 - 11:00

тренировка по будо

11:00 - 14:00

обед и отдых

14:00 - 16:30

лекция по Омото-кё

17:00

водные процедуры

18:30

ужин

19:00 - 21:30

неофициальная тренировка по будо

22:00

отбой

Морихеи Уэсиба стоит рядом с Суми и Онисабуро Дегути прямо перед флагом Дайнихон Будо Сеньо Каи (организации созданной им в 1932 г для преподавания Омото-кё айки-будо)

Выступление во дворце

В 1941 году управление имперских дел пригласило Морихея провести показательные выступления айкидо. Незадолго до назначенного дня выступления у Уэсибы случился приступ. К моменту выступления он был очень ослаблен. Но даже в таком состоянии Морихей не отменил выступление. По дороге во дворец Учитель еле справлялся без посторонней помощи. Ассистировать должны были Юкава и Годзо Сиода, которые, глядя на своего учителя, сокрушались о том, что не стоит выходить в таком состоянии. Как только Морихей ступил на татами, необъяснимая сила наполнила его ослабленное тело энергией, и он полностью преобразился.

В первую очередь ассистировал Юкава, решивший атаковать в полсилы, делая скидку на болезненное состояние сенсэя. Но О-сенсей выполнил технику айкидо с привычным усилием, и рука незадачливого Юкавы сломалась. И Годзо Сиоде пришлось работать в качестве уке у мастера все сорок минут выступления. После этой демонстрации все трое оказались в больнице: сенсэй с болями в животе, Юкава со сломанной рукой, а Сиода весь в синяках и ушибах. Об этом случае упоминается в книге "Айкидо Сюгё: Гармония в конфронтации. Годзо Сиода" (Aikido Shugyo: Harmony in Confrontation. Gozo Shioda).

70-ти летний Морихеи Уэсиба по-прежнему в виликолепной физической форме

Вторая мировая война

В начале войны Морихей оказывал содействие народным движениям в защиту мира с Америкой и Китаем, но их сил было слишком мало в круговороте безумия войны.

Осенью 1942 года уставший от тщетных попыток добиться мира Морихей оставляет правление додзё сыну Кисёмару и уезжает в небольшое селение в Ивама, что примерно в 100 километрах от Токио на севере.

Морихей всегда любил простую жизнь вдали от мегаполисов, а занятие сельским хозяйством приносило покой и силу в сердце Учителя.
В начале 1935 года он планирует купить землю в Ивама, построить додзё и заниматься фермерством. К 1942 году Морихей полностью воплотил эту идею в жизнь.

В конце войны Уэсиба Сенсэй полностью восстанавливает пошатнувшееся здоровье и с новыми силами начинает распространять свое учение Айкидо – путь к гармонии.

15 августа 1945 года заканчивается война.

Морихеи Уэсиба восстанавливает силы

Гавайи. Морихеий Уэсиба в додзё

Послевоенные годы

В 1948 году новое руководство страны разрешает распространение айкидо под эгидой "общества боевых искусств, служащих исключительно мирным целям". Министерство образования Японии регистрирует федерацию айкидо.
В 1956 году на взор широкой публики представлена первая масштабная демонстрация айкидо. С этого момента об этом виде единоборств начинают узнавать во всем мире.
В 1961 году Морихей в первый и последний раз посещает США, заехав на Гавайи.
В 1958 году Морихей принимает участие в съемках документального фильма "Встреча с приключениями".
В 1961 году снимается в очень популярном в то время в Японии фильме "Король айкидо".
В 1964 году удостаивается личной награды от императора.
В 1967 году в Токио построено новое Хомбу-додзё, во много раз больше старого.

Последние годы жизни О-сенсея

В марте 1968 года в Ивама у Морихея случился серьёзный приступ. Но, несмотря на плохое самочувствие, Морихей выполнил молитву и отправился на ежедневную, последнюю в его жизни тренировку. Прямо из зала его забрала "скорая помощь". В больнице поставили диагноз - рак печени. Отказавшись от операции, Морихеи уехал домой, чтобы провести остаток жизни в близком и родном ему месте, под звуки доносящиеся из построенного своими руками додзё.

26 апреля 1969 года в возрасте восьмидесяти шести лет ушел из жизни великий мастер айкидо, непобедимый воин Морихеи Уэсиба, оставив в наследие своё учение. Последними его словами были: "Айкидо принадлежит всему миру!"