Перейти к содержимому

Сокаку Такеда. Легенды и истории из жизни великого сенсея.

Каким же был легендарный Сокаку Такеда? Основатель школы боевого искусства Дайто-рю Айки-дзюцу, учение которой легло в основу айкидо...

Сокаку Такеда в течение всей жизни практиковал различные виды единоборств, включая Дайто-рю Айкидзюцу, а так же школы владения копьём, посохом, палкой, сюрикеном и другие. 

Он получил сертификат (инка) наивысшей квалификации в Такэда-ха Хозоин-рю (владении копьём).  

В 1886г. Такеда получает сертификат «мэнкё кайдэн» в Оно-ха Итто-рю (искусстве фехтования).

В годы юности он посетил множество додзё по всей Японии, оттачивая мастерство.

Сокаку Такеда также был увлечен духовными практиками и часто уединялся как аскет в храме  Удо Мёдзин на Кюсю, храме Футарасан на Никко, храме Хагоросан в префектуре Ямагата и других местах для закалки характера, тренировки тела и силы духа.

Об его умении владеть мечем, складывали легенды и называли «маленьким демоном Айзу».

Его рост был всего 150 см, а вес - около 52 кг.

Он обладал пронизывающим взглядом и мог предвидеть прошлое, настоящее и будущее человека, даже не будучи с ним знаком.

За свою жизнь он обучил около 30 000 человек, среди которых были выдающиеся мастера восточных единоборств (мастер меча Симоэ Хидерато, основатель айкидо Морихей Уэсиба), политики, военачальники, бывшие Даймё (самураи-помещики), судьи, полицейские и другие лица, занимающие высокие посты по всей Японии.

Вот несколько историй из жизни Сокаку Такеда

Разбойник

В 1910 г.во время странствий Сокаку Такэда по Хоккайдо, на одно из селений наводил ужас жестокий разбойник. Местные жители по вечерам боялись выходить на улицу. Сотрудники полиции, как ни старались, никак не могли его поймать. Но как только  в этих местах объявился Сокаку, разбои и грабежи прекратились. Через несколько дней полиция нашла труп разбойника (он был воткнут головой в землю) на рисовом поле близ дороги, по которой часто ходил Сокаку. Местных жителей и полицию вполне устраивал такой исход дела, и Сокаку Такэда не стали привлекать к ответственности.

Незадачливые гангстеры

В 1911 г. Сокаку был приглашен в управление полиции Хоккайдо, где его попросили тренировать личный состав. Необходимость таких мер была вызвана тем, что вместе с законопослушными поселенцами, такими, как жители общины Морихея Уэсибы из Танабе, на Хоккайдо обосновались и криминальные члены общества. Здесь было, где развернуться бандитам, пиратам, бродягам и прочим отщепенцам. В то время как криминальные группировки росли и крепли как на дрожжах, малочисленная полиция просто не успевала пресекать всё это беззаконие. Над Хоккайдо нависла угроза стать криминальной империей.
В возрасте 50-ти лет Сокаку прибыл в это место с целью поддержания власти государства и полномочий полиции. Здесь цивилизация только зарождалась, поэтому правила и нормы жизни диктовались сильнейшими, как это красочно описывается в американских вестернах о временах освоения новых земель на Диком Западе. Весть о приезде новоиспеченного «шерифа» быстро распространилась, и бандиты не замедлили со своим визитом к маленькому на вид Сокаку. Отметив, что он каждый день по-утрам безоружный посещает баню, шестеро бандитов навестили его в лучших традициях японских боевиков того времени: преподать урок и показать, кто здесь главный. Сокаку ожидал нечто подобное и абсолютно хладнокровно встретил нападение. Воспользовавшись мокрым полотенцем, как кнутом, он очень жестко проучил нападавших, переломав им ребра и избив до крови. Испуганные гангстеры, оценив возможности нового поборника законности, собрались в толпу рядом с домом Сокаку, вызывая его на бой. Закончился этот митинг, тем, что Сокаку пригрозил с мечом в руках изрубить всех неугомонимшихся в капусту. Это произвело должный эффект, и главарь банды поспешил заключить перемирие с Сокаку во избежание дальнейшего кровопролития.

Сокаку Такеда в молодости

Селение на Хоккайдо.
Кореное население Айны 1870 г.

Эксцентричное поведение

Надо признаться, ведя такой образ жизни, Сокаку заработал репутацию человека непобедимого, непреклонного и неустрашимого. За это ему приходилось платить по-своему. Понимая, что вокруг одни враги, которые в любой момент постараются отнять у него жизнь, он жил в состоянии постоянной боевой готовности. Это наложило отпечаток на его повседневные привычки, которые окружающим казались весьма эксцентричными.

Так, например:
- Сокаку никогда не входил в помещение без сопровождающего человека, которому доверял;
- не ел и не пил в гостях, пока кто-нибудь первым не отведает кушанья, опасаясь быть отравленным;
- под подушкой держал кинжал, а рядом с постелью железный веер;
- сохраняя все время маай (дистанцию), он ни кому из незнакомцев не позволял приближаться ближе, чем на метр;
- просыпался несколько раз за ночь, перемещал кровать по комнате, чтобы не быть застигнутым врасплох во время сна.

Эти привычки, выработанные с целью выжить, не редко становились причиной нелепых ситуаций. До наших дней дошел такой случай. Произошло это в доме Морихея Уэсибы. В то время как Сокаку Такеда играл с Морихеем, зашел сосед Морихея. На беду часть лица его была прикрыта тканью. Сокаку тут же схватил игральную доску и начал охаживать по голове незадачливого гостя. Морихей Уэсиба вовремя спохватился, чтобы остановить это избиение. На расспросы, что произошло, Сокаку просто ответил, что ему показалось, будто это один из его врагов пришел по его душу.

Сокаку Такеда обладал силой даже в очень преклонном возрасте

Схватка с полусотней вооруженных рабочих

В 1882 г. Сокаку ввязался в драку с группой дорожных строителей в Фукусима.
Тогда дорожные и строительные рабочие в основном набирались из бывших преступников и бандитов, переезжавших с места на место в поисках заработка и тративших свободное время на пьянки и драки. Столкновения с полицией для них были обычным делом. Для полиции же это являлось серьезной проблемой. Даже смерть от ран, полученных в подобных стычках, оформляли как вызванную естественными причинами, чтобы избежать массовых беспокойств.
Во время инцидента с Сокаку, рабочие были вооружены топорами, арматурой и прочим стройматериалом, служившим им холодным оружием.

Последствия этого столкновения были плачевными для обеих противоборствующих сторон. Сокаку покалечил и зарубил мечом не один десяток рабочих. Сам же был спасен, будучи уже без сознания, с многочисленными ранениями и серьёзной раной в спине от удара киркой. Но и на этот раз Сокаку смог выжить.

ИТИТАИТА (один против многих)
Принцип Айкидо Ёсинкан в действии

Конфликт с американцем

В 1904 г. Чарлз Перри, гражданин США, преподавал английский язык в институте города Сендай. Во время очередной поездки он был очень удивлен, увидев в вагоне первого класса японского странника, выглядевшего, по меньшей мере, странно. Сокаку Такеда (а это был именно он) был облачен в традиционную видавшую виды японскую одежду, дзори (японские деревянные сандалии), в руках держал посох со спрятанным кинжалом внутри и дорожную сумку с документами. Европейская шляпа-котелок завершала его экстравагантный образ. Такой колоритный внешний вид и привлек взгляд американца. Не желая ехать вместе с человеком, не соответствовавшим, по его мнению, уровню первого класса, он попросил кондуктора проверить наличие проездного билета у странствующего японца.

Когда удивленный Сокаку спросил у кондуктора, почему тот решил проверить билет только у него одного, кондуктор объяснил, в чем дело, и указал на напыщенного иностранца. Придя в ярость, Сокаку потребовал у презентабельного джентльмена объяснений. Перри, чей рост был около 180см, решил припугнуть задиристого японца, однако, увернувшись от удара, Сокаку перехватил руку противника и, выполнил болевой прием с последующим броском. Поверженный Перри распластался на полу купе. Оправившись от шока, американец принес свои извинения Сокаку и попросился к нему в ученики. Так в школе Сокаку Такеда появился первый иностранец.

Упражнения с нагината в додзё 1930 г

Поразительная интуиция Сокаку Такеда

Это произошло на одном из семинаров для полицейских. Перед началом тренировки Сокаку выделил несколько человек и без объяснений попросил их удалиться из зала.

После этого он продолжил занятие, как ни в чем не бывало. По окончании семинара, командир этой группы полицейских, стал расспрашивать, почему Такеда потребовал, чтобы именно эти несколько сотрудников полиции покинули занятие. Тот с удивлением ответил: «Вы лучше меня знаете ответ. Один из них пьяница и доставляет вам порядочно проблем. Другой не может устоять ни перед одной женщиной. Третий - крайне не дисциплинирован и пропускает мимо ушей ваши приказы. Вы тратите много сил и времени впустую, работая с ними, не правда ли? Я не хочу тратить свое силы и время на обучение этих людей».

Хотя  Сокаку вел занятия в этой группе в первый раз, он сразу смог прочитать, кто есть кто, чему руководитель группы был глубоко удивлён. Многие люди шли за Сокаку и потому, что он умел проделывать такие вещи. Сокаку Такеда, хоть и не был обучен грамоте, зато сразу мог прочитать характер человека, впервые его встретив.
Похожий случай был, когда Сокаку рассадил всех присутствующих по их социальному статусу, хотя видел этих людей впервые.

Тантрическая буддийская церемония "Очищение огнём"

Скрытая сумасшедшая

Эта  история произошла в гостинице города Сендай.  В холле гостиницы сын Сокаку, Такеда Токимунэ, общался с женщиной лет сорока. Рассказы этой женщины были очень увлекательны. Она представилась потомком древнего самурайского рода, умеющим обращаться с различными видами традиционного японского холодного оружия, и делилась секретами выполнения чайной церемонии. Неожиданно Сокаку Такеда стремительно спустился со второго этажа и уселся напротив этой женщины. Он ткнул пальцем в сторону рассказчицы и сказал, что она психически ненормальная и что его сын не должен общаться с ней, после чего пригласил обескураженного сына следовать за ним.

Изучение Кендо 1880 г.

После того, как восьмидесятилетний Сокаку, приведя в замешательство окружающих и сконфузив сына, удалился обратно на верхний этаж, Токимуне ничего не оставалось, как извиниться за происшедшее недоразумение и эксцентричное поведение своего отца, ссылаясь на его почтенный возраст, а затем последовать за ним.

Как только Токимуне поднялся в комнату к отцу, тот принялся его отчитывать. Он рассказал, что может читать мысли обычных людей, но у сумасшедших мысли несвязны и отрывочны. И он удивлен тем, что его сын тратит свое время на общение с психами. В тот день он был очень сердит.

Через несколько дней пришел хозяин гостиницы и рассказал продолжение этого инцидента. Оказалось, что муж этой женщины приходил за ней. Он поведал, что его жена сошла с ума во время тяжелых родов, и этот факт известен только им двоим. Он был крайне удивлен и недоумевал, откуда восьмидесятилетний Сокаку мог узнать правду.

Похожий случай произошел в Осаке с бывшим буддистским монахом. Токимуне, как и в прошлый раз стоял в холле и разговаривал с пожилым человеком по имени Есизо Хашегава. Тот работал торговым представителем (в то время их называли «бонсан») и жил неподалеку. Но, как и в предыдущей истории, их беседа была бесцеремонно прервана Сокаку Такедой, спустившимся со второго этажа. Прервав их разговор, он продекламировал: «Этот человек – буддистский монах. С какой целью он здесь?» И не смотря на возражения окружающих, утверждавших, что это торговый представитель, продолжил: «Ваша карьера священника рухнула из-за интриги с женщиной, а ведь вы могли бы многого добиться на этом поприще. Вы ведь из уважаемого рода». Не сказав больше ни слова, Сокаку удалился к себе.

Бонсан был ошеломлен происшедшим. Поначалу у него просто не было слов, но немного отойдя, он спросил у Токимуне: «Ваш отец – провидец?» И узнав, что Сокаку мастер боевых искусств, признался, что всё сказанное Сокаку Такедой – правда.

Испуганный происшедшим, Этот человек бросил работу и съехал из этого дома. Сокаку не церемонился в высказываниях своих наблюдений. Он с первого взгляда мог видеть, что за человек стоит перед ним, его прошлое, будущее и настоящее. Эти сверх способности порой сильно пугали людей.

Хождение сквозь стены

Убив и покалечив множество людей на своем веку, Сокаку Такеда шел по жизни окруженный множеством врагов, желавших отомстить. Несмотря на это, Сокаку дожил до глубокой старости, так и оставшись непобежденным. Живя по диким законам, он не мог никому доверять. Питался исключительно пищей, приготовленной близкими или после того, как видел что другие люди первыми притронулись к еде. Это тяжелое бремя наложило отпечаток и на поведение великого мастера будо. Он был абсолютно алертен, стараясь предвидеть возможность внезапного нападения, что не раз спасало ему жизнь, хотя порой его подозрительность доходила до абсурда.
Уже, будучи в преклонном возрасте с ним случилась эта история. Как-то раз известный мастер меча Сасабуро Такано пригласил Сокаку Такеда с сыном и своего родственника Сузо Сибуя в гости.

Жилище мастера Такано было построено в традиционном японском стиле, на стенах же висели различные виды холодного оружия (меч, копье, нагината) и шкуры диких зверей. Во время беседы принесли чай и десерт. Несмотря на то, что все уже доели угощение, Сокаку даже не притронулся к еде и питью. Будучи очень вежливым и тактичным человеком, Такано завернул сладости в бумагу и хотел было передать их сидящему напротив Сокаку, но тот чудесным образом исчез.

Токимуне Такеда - сын и преемник Сокаку Такеда

Крайне удивленный Такано спросил у Токимуне Такеда (сына Сокаку), куда вышел его отец. Растерявшись, Токимуне мог только гадать, в каком направлении тот исчез. Сколько не искали его - все усилия были тщетны. Расстроившись от этого неприятного случая, гости стали расходиться по домам. На выходе из дома, Такано в знак уважения к гостю, предложил Токимуне идти впереди него. Вскоре они, наконец, встретили Сокаку Такеда, чем были очень обрадованы.

Распрощавшись со всеми, Сокаку с сыном отправились домой. По дороге Сокаку сокрушался из-за наивности своего отпрыска. Ругал его на чем свет стоит. Объяснял сыну, что человек из мира будо не имеет права позволить абсолютно незнакомому человеку идти позади себя. Несмотря на оправдания 20-ти летнего Токимуне, что этот человек - школьный преподаватель, и у него нет повода нападать сзади, Сокаку настаивал, что из-за таких вот рассуждений многие лишились жизни. А повернуться к кому-либо спиной или позволить идти позади - это все равно, что дать согласие себя убить.

Позже Токимуне Такеда получил объяснение от одной из своих теток, как отцу удалось исчезнуть у них из-под носа и очутиться на улице. Она рассказывала, что в их семье предается секретная техника прохождения сквозь стену «Kabenuke no Jutsu». К этим рассказам Токимуне относился скептически, но после того случая ему было о чем задуматься.