ruenja

 Во врямя подготовки к очередному семинару Жака Пайе у участников накопилось изрядное количество вопросов. Не смотря на усталость после долгой дороги, сенсэй согласился дать интервью. Далеко не все вопросы успели задать, так что будем ждать следующий семинар.

Благодарим наших друзей Алексея Михайлова (руководитель клуба "Юкимура Кан", Санкт-Петербург) и Александра Кальманова (руководитель клуба "Ки нагарэ", Москва), организовавшим интервью по собранным вопросам.

Сенсей, мы очень рады снова видеть Вас в Санкт-Петербурге. В России много людей занимается айкидо, и им было бы очень интересно послушать человека, в течение многих лет обучавшегося в Хомбу додзё у Годзо Сиоды. Поэтому мы просим Вас ответить на несколько наших вопросов.

Мы слышали, что в 1980 году Вы поехали в Японию, чтобы тренироваться у сенсея Годзо Сиоды. Кто проводил тренировки в Хомбу додзё в то время?

Жак Пайе сенсей: Да, я приехал в Японию в начале 1980 года. В то время главным инструктором Хомбу додзё был сенсей Такено. Конечно, сенсей Сиода приходил каждый день и проводил одно или два общих занятия в неделю, а также специальные тренировки с черными поясами. Однако основным инструктором все же был сенсей Такено. Хотя, были и другие учителя. Годзо Сиода мог в начале тренировки остановить ее и сказать: "Сегодня учишь ты - Такено" или "сегодня учишь ты - Чида или Сакурай или Накано". Сенсей Сиода наблюдал за тренировкой и иногда делал замечания.

А сенсей Иноуэ и сенсей Кушида? Они проводили общие занятия?

Жак Пайе сенсей: Нет. Сенсей Кушида уже давно покинул додзё, примерно в начале 1970-х годов. А сенсей Иноуэ был направлен тренером в полицию на полное рабочее время. Он был полностью занят в полицейской академии и приезжал в Хомбу додзё только на аттестации, но тренировок в Хомбу он не проводил.

Вы посещали курсы Сеншусей как ути-деси?

Группа Сеншусей. Ёсинкан Айкидо. Кидотай (полицейский спецназ)
Группа Сеншусей. Ёсинкан Айкидо.
Кидотай (полицейский спецназ)

Жак Пайе сенсей: Да, потому что если Вы ути-деси, Вы обязаны тренироваться с полицейскими. Но в то время не было курсов для иностранных инструкторов, и молодые ути-деси тренировались с полицейскими, если один из полицейских отсутствовал, был травмирован или в группе было свободное место. Тогда молодые ути-деси участвовали в занятиях. Мы тренировались с полицейскими два или три раза в неделю в течение трех лет, а затем по 4 часа в день, 5 раз в неделю в течение одного года.

Я правильно понимаю, что курсы Сеншусей не предназначались для иностранных инструкторов, а были рассчитаны только на полицейских?

Жак Пайе сенсей: Да, только для полиции. Полиции по подавлению беспорядков, известной под названием Кидотай.

А какова разница между тренировками на этих курсах и тренировками в общих группах в Хомбу додзё?

Жак Пайе сенсей: Они очень разные…. У полицейских нет выбора. Они приходят потому, что должны…. Это работа! Им платят за обучение айкидо. Их освобождают от работы на год, и вместо занятий полицейским делом они интенсивно занимаются айкидо, и не могут сказать "нет", не могут игнорировать инструктора, они должны говорить "Осу" и выполнять все, что скажет учитель. Они тренируются очень упорно.

Насколько мне известно, чтобы работать в подразделении Кидотай, необходимо пройти в течение, по крайней мере, одного года интенсивное обучение одному из боевых искусств - карате, дзюдо, кендо или айкидо.

Жак Пайе сенсей: Их выбирают добровольно. Обычно, чтобы стать полицейским, нужно иметь черный пояс в любом из боевых искусств: карате, дзюдо, кендо или айкидо. Но тот, кто хочет служить в специальной полиции, должен пройти специальный курс, чтобы работать в полицейском спецназе.

Значит, проходить курс айкидо необязательно? Это может быть также курс карате, дзюдо или кендо?

Жак Пайе сенсей: Да, но только по айкидо требуется интенсивный годичный курс. Курсы карате посещают после работы.

Сколько кандидатов в Кидотай выбирают на курсах Сеншусей?

Жак Пайе сенсей: Мы можем брать только десять кандидатов в Кидотай каждый год. Поэтому отбор кандидатов проводится в полицейской академии. При этом оценивается успеваемость, дисциплинированность, прилежание и так далее. Если в додзё слишком много народу, нет возможности готовить хороших инструкторов. Поэтому группа должна быть маленькой.

Какова главная цель этих курсов (готовить инструкторов, готовить полицейских, давать навыки рукопашного боя)?

Жак Пайе сенсей: Когда эти курсы начались около 40 лет тому назад, они были очень важны для сенсея Сиоды и для полиции. Для полиции самым главным было воспитание сильного духа, что означает никогда не сдаваться, иметь высокие моральные качества, быть дисциплинированным и твердым. Конечно же, важно овладеть техниками айкидо, чтобы уметь задерживать, не травмируя, так как полицейский не может бить преступников и должен производить арест, не нанося увечий. Поэтому они обучаются некоторым навыкам, но самым важным является получение сильных духовных качеств, это главная цель курса.

А курсы Кеншусей в Вашем додзё? Сколько человек тренируется по этой программе в настоящее время?

Курс Кеншусей под руководством сенсея Жака Пайе
Курс Кеншусей
под руководством сенсея Жака Пайе

Жак Пайе сенсей: Это новая программа, поэтому я постарался сделать группу немногочисленной. Сейчас обучаются максимум 8 человек. Но в моем курсе я стараюсь совместить воспитание сильного духа с моим пониманием айкидо, с моим личным опытом. После года занятий вырабатывается более тонкое ощущение равновесия, концентрации силы, энергии. И те, кто прошел годичное обучение, могут начать работать самостоятельно. Они могут вернуться домой и способны развивать свою технику.

Тренировки на этом курсе так же интенсивны, как в Сеншусей?

Жак Пайе сенсей: Да, но в старом курсе Сеншусей самым главным было воспитание сильного духа и дисциплинированности. Я, конечно, отчасти сохранил это, но также добавил развитие личности, которое основывается на очень хорошем понимании равновесия, энергии и принципов айкидо.

А люди, которые обучаются на курсах Кеншусей в Вашем додзё, откуда они, и каков род их занятий?

Жак Пайе сенсей: Они молоды. Как правило, это те, кто уже год или два занимался айкидо, но у них очень сильная мотивация. Обычно они только что закончили обучение в колледже или начали работать, но еще не женаты, поэтому могут оставить все и прийти в додзё. Большинство из них из Европы и Канады, а также из Японии.

Проводятся ли курсы Сеншусей в Хомбу додзё в настоящее время?

Жак Пайе сенсей: Да, проводятся.

Насколько я знаю, в 1985 году Вы вернулись во Францию и собирались открыть свой собственный додзё, или же у Вас была другая цель?

Жак Пайе сенсей: Я собирался открыть собственный додзё во Франции, но у меня на родине ситуация с айкидо весьма специфична. Там много политики и очень сильно влияние Айкикай. Во Франции мне потребовалась бы специальная государственная лицензия. Даже, если Вы получили какой-либо сертификат в Японии, он не будет признан. Вы должны получить признание французских государственных органов образования и спорта. А все эксперты из Айкикай, поэтому, если Вы занимаетесь Ёсинкан айкидо, то сделать это весьма непросто. Я не захотел драться, и понемногу вел обучение во Франции, но это было очень трудно, а потом меня пригласили обучать в Англию, куда я и поехал в качестве технического директора. Я проводил обучение в Англии в течение двух лет.

Что заставило Вас вернуться в Японию и стать ути-деси сенсея Сиоды во второй раз?

Жак Пайе объясняет
принципы айкидо

Жак Пайе сенсей: Пока я был во Франции и когда проводил обучение в Англии, я был не вполне доволен своим айкидо. В то время Ёсинкан айкидо было ещё слабо развито у меня на родине. До айкидо я занимался джиу-джитсу и карате, и когда я посещал своих друзей, мои техники не работали. Мне приходилось применять силу, что не приносило удовлетворения. А в 1988 году я поехал в Германию на семинар Годзо Сиоды. Это был последний семинар сенсея за границей. Я провел с ним неделю и рассказал ему, о том, что пять лет упорно тренировался в Японии, но мои техники не работают, и это меня сильно смущает, поэтому я хотел бы вернуться в Японию и снова стать ути-деси.

И Вы смогли приобрести навыки ближнего боя, которых у Вас не было во время пребывания во Франции?

Жак Пайе сенсей: Я бы не сказал, что это рукопашный бой. Я лучше понял принципы айкидо. Я просто был рядом с сенсеем Сиодой и имел возможность сделать нечто большее для моего личного понимания этих принципов. Поэтому у меня появилась уверенность, и я смог развивать свое собственное айкидо.

Вы когда-нибудь участвовали в боях и спаррингах после второго периода обучения?

Жак Пайе сенсей: Нет.

В России много людей занимается разными видами боевых искусств. Вы часто можете услышать, что айкидо совсем неэффективно в бою, что его техники слишком сложны и зависят главным образом от доброй воли уке. Каково Ваше мнение?

Жак Пайе сенсей: Да, это правда. Лично я занимался джиу-джитсу и карате, видел сенсея Сиоду, и думаю, что, если человек хочет научиться драться и быть эффективным в бою, он должен заниматься чем-то еще. Существует много смешанных боевых искусств, которые больше подходят для этих целей. Айкидо не для драки.

Как известно, вначале айкидо привлекло к себе многих людей, занимавшихся дзюдо: техники Морихея Уэсибы и его последователей были более эффективными, чем борцовские техники. Однако в настоящее время мы видим, что мастера дзюдо, самбо и бразильского джиу-джицу (все эти три вида боевых искусств в чем-то похожи на старое дзюдо) часто выигрывают турниры по смешанным единоборствам. И, пожалуй, только Рик Эллис частично использует в этих боях техники айкидо. На Youtube можно найти массу роликов, иллюстрирующих неэффективность айкидо по сравнению с боксом, дзюдо и т.д. В чем причина такого положения вещей, особенно, если принять во внимание тот факт, что вначале наблюдалась обратная ситуация?

Жак Пайе сенсей: Думаю, причина в том, что люди утратили понимание айкидо. Айкидо было создано для развития Чусин рёку, концентрации силы и равновесия, но мало-помалу эти принципы становились все труднее для понимания. Поэтому все стали использовать силу в большинстве техник, и побеждал тот, кто оказывался сильнее. Тем, кто занимается айкидо, нужно быть более расслабленными.

Если я правильно понимаю, айкидо не предназначено для драки и должно пониматься, как способ самосовершенствования – морального и физического. Но можно ли назвать айкидо боевым искусством? Возможно, его стоит относить к разновидности фитнеса или оздоровительных практик, наподобие йоги?

Техника с использованием силы кокью в исполнении Жака Пайе
Техника с использованием силы кокью
в исполнении Жака Пайе

Жак Пайе сенсей: Нет. Это не фитнес. Это нечто другое. Айкидо не для драки, не для соревнований, и здесь нет победителей и проигравших. Но в то же время это боевое искусство. Это значит, что вы должны всегда быть сильны духом и готовы умереть, защищая себя. Сила духа и сфокусированность делают это искусство боевым. Это не игра. Вы не должны стремиться победить кого-то, у вас просто нет выбора – если вы проиграете, то погибнете. Поэтому, к этому стоит относиться очень серьезно.
Важно помнить, что айкидо – это традиционное японское боевое искусство. На Западе термин «боевое искусство» означает драку. Вы деретесь, и есть победители и проигравшие. Здесь важна цель. Вы тренируетесь, чтобы стать сильным и использовать эту силу в своих техниках. Однако в Японии к этому относятся по-другому. Важно намерение, а не цель. На Западе стрелок будет концентрироваться на цели, а в Японии нет. Ошибочно сосредоточиваться на цели, вы должны фокусировать внимание на чистоте мыслей, равновесии и правильной осанке, потому что это влияет на технику. То же самое в айкидо. Вы тренируетесь не для того, чтобы нанести поражение противнику, продемонстрировать превосходство собственных сил или травмировать его. Вы стараетесь, прежде всего, контролировать себя и преодолевать свои собственные пределы, а ваш партнер оказывает вам в этом содействие, поэтому его нужно беречь и быть ему благодарным. Только при таком настрое ваши техники действительно начнут работать.

Насколько я понимаю, это психологический аспект? Айкидо – это путь самосовершенствования, на котором нужно достичь чистоты мыслей, способности концентрировать энергию и находиться в равновесии.

Жак Пайе сенсей: Да. И еще ваше собственное эго. От него нужно избавляться. Это один из самых важных моментов…. Как лучше объяснить? Словосочетание «боевое искусство» может переводиться по-разному. Будо – это не боевое искусство. В то же время айкидо – это Будо. Будо означает прекращение борьбы. Путь прекращения борьбы. Не борьбу. Борьба должна быть остановлена. Это сосредоточение на внутреннем тренинге. Если между кем-то происходит борьба, Будо призвано примирить противоборствующие стороны. В этом его назначение. Думаю, что первые иностранцы, посетившие Японию, ассоциировали Будо с искусством боя, но это не верно. На западе к боевым искусствам относят все подряд: спортивные единоборства, Будо и многое другое – все обозначается одним термином. В Японии эти вещи понимаются по-разному. Из-за этой путаницы возникают подобные вопросы.

Да. Мы смешиваем зеленое с деревянным.

Жак Пайе сенсей: Именно! Причина в этом.


Продолжение интервью с Жаком Пайе можно прочитать здесь ::

Поделиться в соцсетях