ruarenfrdehiitjaplptesuk

Группе представителей Московского клуба Айкидо Ёсинкан "Кенсинкан" в марте 2013г. удалось посетить несколько додзё Ёсинкан айкидо в Японии.

Во время визита к Жаку Пайе Сенсею в Киото после двух тренировочных дней в Мугендзюку додзё мы попросили Сенсея дать нам небольшое интервью, по собранным вопросам Московской Ассоциации клубов Ёсинкан Айкидо.

Вот что из этого получилось.


Оригинал интервью на английском языке »


Добрый день ПайеСенсей. В России очень много людей практикуют Ёсинкан айкидо. В процессе обучения возникает много вопросов и нам было бы очень интересно узнать мнение человека имеющего такой огромный опыт как у Вас.

В экзаменационной программе Ёсинкан айкидо как таковой работы с оружием очень мало. Практикуется ли работа с оружием в вашем додзё и какие цели достигаются при такой практике? Носит ли такая работа лишь вспомогательный характер?


Пайе Сенсей
На этот счет есть много разных мнений и у каждого учителя свой подход. Я считаю, что изучение принципов айкидо с оружием - очень важно для их понимания, потому что в айкидо изначально используется оружие. В моем додзе раз в неделю мы тренируемся с боккеном и дзё, используя их на наших тренировках, мы учимся понимать базовые техники и принципы Есинкан айкидо. Тренировки с оружием помогают понять такие важные вещи как сила натяжения, дистанция, помогают быть в тонусе и сохранять напряженность, потому что, если при тренировке с оружием вы будете вялым и расслабленным, то сразу же пропустите удар.

Первый семинар Жака Пайе в Санкт-Петербурге
Первый семинар Жака Пайе в Санкт-Петербурге
2010г.

В Ёсинкан айкидо при сдаче инструкторского экзамена Госин ваза является обязательным элементом программы. Применимы ли эти техники для самообороны?

Пайе Сенсей
Я считаю, что в эти техники нужно вносить изменения, потому что приемы самозащиты, которые включены в инструкторскую программу, пришли к нам из полиции. В Японии полицейским запрещено наносить повреждения и причинять боль, поэтому они не могут ни ударить, ни толкнуть вас, иначе вы предъявите иск. Такой подход не применим в обычной жизни, поэтому нужно или адаптировать технику или вообще не использовать. Я при тестировании студентов не использую Госин Ваза – это техника для полиции и не подходит для всех.

На экзаменах техники госин ваза демонстрируемые будущими инструкторами очень отличаются. Иногда это походит больше на драку или техники дзюдо. Существует ли методический материал по изучению госин ваза?

Пайе Сенсей
Техника Госин Ваза, как я рассказал, применима только для полиции. Все другие страны очень отличаются друг от друга. Например, в таких, как Россия или Западная Европа, высокий уровень преступности и людям нужно знать, как им защищать себя. Я считаю, что нужно развивать программу в зависимости от специфики каждой конкретной страны. Конечно, в Европе и Америке некоторые люди интересуются Госин Ваза, но для большинства айкидо – это здоровый образ жизни и жизненная философия существования в мире и благополучии с окружающими людьми.  Айкидо и техника самозащиты Госин джитсу обычно изучаются отдельно друг от друга, поэтому каждый учитель должен разрабатывать свою собственную программу, вы можете использовать Есинкан как базу и наполнить ее элементами других боевых искусств, разработать свою систему, а Есинкан сам по себе – это просто техника для полиции.
Курс сеншусей находится в Хомбу, где его изучает полиция в сеншусей. Мой курс здесь и я или не использую Госин Ваза или использую специальный более практичный Госин джитсу.

Жак Пайе и Годзо Сиода
Жак Пайе ассистирует основателю
Ёсинкан Айкидо Годзо Сиоде

Какова роль Терады Сенсэя в становлении Ёсинкана?

Пайе Сенсей
Я думаю, в самом начале Терада и Сиода были друзьями, они вместе основали школу и Терада играл ведущую роль. Спустя время, они разделились на две отдельных, но остающихся очень близкими друг другу школы. Терада Сенсей основал свой собственный стиль, добавив элементы дзюдо и других боевых искусств в айкидо. Он не был учеником сенсея Сиоды, они просто работали вместе. Стиль Сейсейкай очень отличается от Есинкан. Хотя Терада Сенсей и был частью Есинкан, его школа стоит обособленной группой, а  техника и идея сильно отличаются. Когда я был в Хонбу, Терада Сенсей заходил в Хонбу додзе только для демонстрации техники, оценки или других особенных мероприятий, но он никогда не учил. Я думаю, можно сказать, что Терада Сенсей был Есинкан Сихан, но со своим, отличным стилем и подходом.  Терада Сенсей и Сиода Сенсей имели совершенно разный жизненный опыт и знания.  Терада не был студентом Сенсея Уэсиба, он был очень близок с его сыном, Сенсеем Киссёмару. Он изучал дзюдо и другие боевые искусства. А Сиода Сенсей был учеником сенсея Уэсиба.

В айкидо есть четвертый контроль Ёнкадзё. Многие мастера выполняют его по-разному. Некоторые делают, захват ближе к запястью, чтобы усилить болевое воздействие. Другие выполняют захват выше от запястья для лучшего контроль локтя, и концентрируются в основном на кудзуси. По вашему мнению при выполнении этой техники важнее болевой контроль или кудзуси?

Годзо Сиода и охранник Кенеди
Годзо Сиода демонстрирует Ёнкадзё -
четвертый контроль Ёсинкан айкидо
на охраннике Роберта Кенеди

Пайе Сенсей
Я считаю, что все зависит от уровня. С самого начала невозможно понять суть кузуси, поэтому начинающим приходится изучать технику, используя боль. Хотя я думаю, что для начинающих даже хорошо получить опыт на легкой боли и понять, как все работает. Потом, после того, как вы становитесь опытнее, получаете черный пояс, просто боли становится недостаточно. Вот почему мы начинаем изучать кузуси. Я не могу сказать, хорошо это или плохо – это просто процесс.

Возможно ли выполнение ёнкадзё одной рукой на неподдающемся уке (иногда демонстрируется на показательных выступлениях)?

Пайе Сенсей
Енкадзе для меня - это не техника, это прием, процесс тренировки собственного тела, понимания, познания пути, когда вам не нужно применять силу. Вы расслабляетесь и используете силу бедер и работаете в паре вместе с партнером, шаг за шагом изучая и тренируясь и даже если партнер пытается сопротивляться, вы можете противостоять без использования силы. Это не техника. Ну а если что-то не получается, вы можете просто толкнуть его (смеется).  Вы всегда можете столкнуться с кем-то, с кем ваша техника не сработает – это не наука.

Мы слышали об истории из жизни Сокаку Такеда, где ТакедаСенсей, во время своего путешествия, столкнулся в поезде с американцем, ведущим себя грубо и неучтиво и применил на нём технику Ёнкадзё. Так же другая история из жизни Годзо Сиоды повествует о применении Сиода Сенсеем техники Ёнкадзё на охраннике американского президента во время встречи с Робертом Кенеди.

Пайе Сенсей

Ёнкадзё в исполнении Годзо Сиоды
Годзо Сиода жестко
выполняет Ёнкадзё осаэ

Да, иногда это не работает. Потому что это не сама цель. Цель - это научиться работать со своим телом, развить другую силу. Не силу мускулов. Годзо Сиода Сенсей в этом случае применял никадзе и енкадзе одновременно. Я не знаю, применял он их с болевым контролем или нет, но это работало. Я думаю, в самом начале Сиода Сенсей использовал болевые приемы часто. Если вы посмотрите старые видеозаписи, вы увидите, что Сиода Сенсей очень сильный и его приемы очень болезненны. Вот почему мы не говорим, что боль это плохо, а кузуси – это хорошо.  Это просто процесс развития.

В символике Ёсинкан айкидо используется сокол. Существует ли история возникновения идеи использовать именно эту птицу в символике Ёсинкан?

Пайе Сенсей
Я думаю, что Сиода Сенсей был очень впечатлен взглядом сенсея Уэсиба. У сенсея Уэсиба был очень сильный и пронизывающий взгляд, казалось, что он смотрит сквозь тебя. Поэтому возникало это чувство, что его взгляд как зоркий и быстрый взгляд орла или сокола. Взгляд, в котором вся сила и мощь.

С какой целью практикуются техники Сувари ваза Кокью хо 1-5? Где впоследствии используются навыки приобретенные при выполнении этих техник?

Пайе Сенсей

Жак Пайе объясняет принципы кудзуси Мугендзюку додзё
Жак Пайе объясняет принципы кудзуси
Мугендзюку додзё

Это очень важно. Я слышал, что Сенсей Уэсиба всегда заканчивал тренировки с кокюхо и использовал не только один или два варианта. Дело в том, что в самом начале техники были не упорядочены, и каждый день изучались  разные вещи. Не было структурированности базы и понимать всё было очень сложно. Сенсей Сиода сказал, что он чувствует, что ученикам сложно выучить и понять техники, если Сенсей постоянно меняет программу. Поэтому он решил все структурировать. Он основал Есинкан, создал учебную программу, разделил ичи и ни - когда мы тянем или толкаем. Он изменил все и детализировал все техники как кокюхо ичи, ни, сан, ши, го – все стало гораздо проще для изучения.  И я думаю, что кокюхо – это очень важно, потому что учит работать в тандеме.
В Есинкан Кокьюроку очень важна концентрация на силе, вдох – когда вы концентрируетесь на вашем тандеме и выдох, когда совершаете бросок, важен правильный ритм дыхания, поэтому мы много тренируем кокюхо.

В тяжелой атлетике перед тем как поднять штангу атлет делает вдох и задерживает дыхание и только после того как бросил штангу делает выдох. Мы очень много слышим о силе кокью при выполнении техник айкидо. Силе дыхания, как одном из основных принципов айкидо. Имеет ли это непосредственную связь с такими физиологическими аспектами как: вдох, выдох, задержка дыхания на вдохе/выдохе при выполнении техник айкидо? Как, по вашему мнению, можно на практике использовать этот принцип?

Пайе Сенсей
В своей книге «Айкидо Джинсей» Сенсей Сиода рассказывает все о дыхании.


О-Сенсей был очень религиозным человеком, занимался различного рода эзотерической практикой. Перешла ли в Ёсинкан айкидо подобная практика?

Пайе Сенсей
Нет, потому что Сиода Сенсей не был религиозен, и он упоминал, что Сенсей Уэсиба никогда не заставлял никого из учидеши быть религиозным.

В чем заключается практика вначале и в конце занятия, когда мы садимся в сейза и закрываем глаза?

Мугендзюку додзё перед началом тренировки
Мугендзюку додзё
перед началом тренировки

Пайе Сенсей
Я считаю, что очень важно жить каждой минутой, поэтому, когда вы закрываете глаза в самом начале занятия, вы должны забыть все, что произошло за день, выкинуть из головы все свои проблемы на работе или в семье. Вы должны успокоиться, забыть все и сконцентрироваться на тренировке. Таким же вы спокойным должны оставаться и на тренировке, просто выкинуть все из головы и быть открытым для познания. В айкидо нет такого понятия как «тренировка» в том смысле, в котором его используют спортсмены, в айкидо мы говорим о «Кейко», что означает самосовершенствование, улучшение себя и своей техники, доведение её до совершенства Сенсея Уэсибы.

Спасибо Сенсей за столь интересное интервью.


Оригинал интервью на английском языке »



Перевод предоставлен Анной Турнаевой