ruarenfrdehiitjaplptesuk

Сенсей Сокаку Такеда (Sokaku Takeda) - прародитель Айкидо, мастер Дайто-рю Айкидзюцу
(10 октября 1859 - 25 апреля 1943)

Рождение

Сокаку Такеда родился 10 октября 1859г. в фамильном особняке Такеда, являющимся частью храма Исэ в Оикеда Айзубангеко (в настоящий момент - район Фукусима).

Это место раньше было центром клана Аизу. Он был вторым сыном у известного мастера сумо Сокичи Такеда (1819-1906). Сокичи также великолепно владел мечем и копьем.

Дед Сокаку Такеда - Сокаку Такеда Соэмон (1758—1853) был известным мастером айки-дзюцу, наследником секретных техник, передаваемых через века ещё от прародителя рода Такеда — Минамото Ёсимицу.

На самом деле, Сокаку Такеда не умел даже писать! Когда ему надо было что–то написать, требовался кто–нибудь, кто сделал бы это за него.

Его отец Сокичи был убежден, что в будущем ребёнку обязательно понадобится грамота, поэтому ещё в эпоху Эдо он открыл свой храм для общественности, основав при нем частную начальную школу. Там он также обучал Сокаку. Однако его сын был странным ребёнком, который всегда доставлял массу хлопот из–за своих внезапных исчезновений, или из–за того, что создавал слишком много проблем для других людей.

Дайтокан додзё
Дайтокан додзё

В конце концов, отец Сокаку исключил своего собственного сына из школы. Сокаку заявил тогда, что он никогда не станет писать сам, а будет просить об этом кого-нибудь. И, хотя его отец сердито возразил ему: «Кто же захочет писать за такого как ты?», Сокаку продолжал настаивать, что сможет вынудить других людей делать это за него. Именно так он и поступал впоследствии. Более того, он убеждал даже судей и государственных обвинителей писать и расписываться за него.


Это довольно необычно для полицейских ставить свою роспись где бы то ни было. Но Сокаку удавалось убедить даже их и выходцев из самурайских кланов поставить подпись и скрепить её своей печатью в регистрационных журналах. Полицейские никогда не афишировали своих имён, поскольку могли иметь большие неприятности, если бы кто–нибудь неправильно воспользовался такими документами. Однако даже в период Мейдзи, Сокаку требовал от студентов ставить свою подпись.



Детские годы


Сокаку Такеда Детские годы Сокаку Такеда провел в атмосфере, пропитанной войной и жестокостью. Многие из сражений бушующей в то время войны клана Аизу проходили в непосредственной близости от его дома.

С ранних лет Сокаку обучался военному искусству. Вначале это было додзё его отца. Здесь он постигал азы Кендзюцу, Бодзюцу, Сумо и Дайто-рю, параллельно изучая искусство Оно-ха Итто-рю у сенсэя Сибуя Тома  в Ёкикан додзё.

В 1873г., отец Сокаку представил его своему другу - мастеру фехтования Сакакибара Кенкичи, руководящего Дзикисинкагэ-рю додзё. Сокаку стал учи-деси в додзё Сакакибара с целью обучиться всем тонкостям стиля Дзикисинкагэ-рю.

Здесь молодой Сокаку имел возможность перенимать опыт у выдающихся фехтовальщиков, многие из которых были членами Кобусо сёгуната Токугава - эксклюзивной школы боевых искусств на обеспечении государства. Здесь же он овладел работой с различными видами оружия, включая меч, бо (длинный посох), дзё (кототкий посох), сюрикен. Позднее он получил сертификат мастера копья.


Время странствий


Сокаку путешествовал по всей Японии, посещая различные додзё, оттачивая свои умения. Занимаясь физическим совершенствованием, он также много времени уделял духовным практикам, ведя аскетический образ жизни и посещая святые места, такие как Удомиодзин в Кюсю, гора Футара в Никко и гора Хагуро в провинции Дэва (в настоящий момент префектуры Акита и Ямагата).

Его умение владеть мечом было поистине великолепно. Так его называли «Маленьким Тэнгу из Айзу» (Тэнгу – одно из демонических существ синтоистского пантеона, прославившееся своими умениями в искусстве войны и, по поверьям, выступавшее иногда наставником достойных людей и защитником храмов).

В 1876 г. пребывание Сокаку в Токио было неожиданно прервано смертью его старшего брата Сокатсу.

Сокатсу был священнослужителем в храме. Сокичи (отец Сокаку Такеда) в связи с кончиной старшего сына решает, что Сокаку должен последовать по стопам брата и обучаться на священнослужителя (в то время, это считалось очень престижным занятием).

Так семнадцатилетний Сокаку был отправлен в храм Тсутсуковакэ в префектуре Фукусима (район Аизу к этому времени уже был переименован). Главным монахом храма был Хосина Чиканори (1830-1903) - бывший советник клана Айзу, ранее носивший имя Сайго Таномо. (После реставрации Мейдзи в 1868г. Сайго Таномо стал служителем Синто и взял имя Хосина Чиканори).

Хосина Чиканори (Сайго Таномо) Hoshina Chikanori (Saigo Tanomo)
Хосина Чиканори (Сайго Таномо)
Hoshina Chikanori (Saigo Tanomo)

В 1876г. Сокаку делает первые шаги в изучении «Осикиучи» в качестве ученика священника Хосина Чиканори. Позднее Сокаку поддерживает связь с учителем, часто посещает его вплоть до 1898г, когда тот жил в храме Рёзэн, расположенном в префектуре Фукусима.

«Осикиучи» (дословно – «в замке господина») – это эзотерические практики и учения Буддистской секты Тендаи, такие как: «искусство божественного времени и места», «мысленный взгляд» и другие магические секретные техники.

В это время Сокаку написал стихи посвященные своему учителю Хосина:

«Люди, знаете ли вы?
Хоть вы и можете ударить текущую реку,
Следа в воде вы не оставите.»

В это время он решает полностью посвятить себя изучению Дайто-рю Айкидзютсу и Оно-ха Итто-рю - искусству фехтования.

Стоит упомянуть про Сайго Такамори (1828-1877) – одного из самых влиятельных самураев того времени, сыгравшего ключевую роль в политической жизни Японии периода Реставрации Мейдзи, и позднее возглавившего Сацумское антиправительственное восстание.
В это время Сайго был у власти, и Хосина симпатизировал той политической деятельности, которую он вел.
Хосина, как наставник Сокаку Такеда, рассказывал ему о политической и военной ситуации в стране, особенно о деятельности Такамори в Кагосима.  

В это время слухи о восстании Такамори дошли до Сокаку и он, проведя всего несколько недель в качестве ученика священника, отказался от духовного сана и покинул Токио с целью добраться на остров Кюсю и присоединиться к армии Такамори.

Путь Сокаку из Токио на Кюсю лежал через Осаку. В Осаке Сокаку провел некоторое время в додзё Киосин Меичи-рю кендзюцу у знаменитого мастера меча Момонои Сунзо (1826-1886).

Политические настроения менялись, и со временем Сокаку решил отказаться от своего плана присоединиться к армии Такамори. Но он не спешил возвращаться домой, и потратил несколько лет на путешествие по южной части Японии, посещая различные додзё оттачивая свое мастерство.

Во время своего странствия по югу Японии, Сокаку некоторое время провел у себя на родине в префектуре Фукусима. В этот период он женился и стал отцом двух детей. Но жена умерла во время родов второго ребенка и, оставив детей на воспитание родственникам, Сокаку продолжил свои странствия.

Он так же сопровождал Сайго Тсугумичи (1843-1902), младшего брата Сайго Такамори, в его поездке на Хоккайдо в 1887г. Тсумугучи впоследствии стал главой проекта развития Хоккайдо.

Сокаку Такеда в молодости. Около 1890 г.
Сокаку Такеда в молодости.
Около 1890 г.


Начиная с 1892г., есть возможность проследить путь странствующего Сокаку благодаря заметкам, сохранившимся в записной книге «Еимеироку» и бухгалтерской книге «Сареироку», в которых Сокаку Такеда оставил детальную информацию о своей преподавательской деятельности.

В 1910 г., Сокаку сопровождает Такарабэ Санэдидэ, главу полиции префектуры Акита, на Хоккайдо, а также в более поздних поездках в слабо развитые острова на севере Японии. Затем Сокаку решает поселиться на Хоккайдо и женится во второй раз.

После окончания своего задания по охране Такарабэ, Сокаку продолжил свое странствие в пределах острова Хоккайдо, обучая Дайро-рю. Позже, по приглашению своего ученика Морихея Уэсибы, Сокаку переезжает в новый дом в небольшом городке Сиратаки вместе со своей второй женой Суэ.

От второго брака у Сокаку Такеды рождается семеро детей, включая его преемника Токимунэ Такеду.


Оседлая жизнь


За исключением 1921 и 1922 гг., в этот период Сокаку редко покидает пределы Хоккайдо, вплоть до середины 1930г.

С 1934г. он начинает преподавать Дайто-рю в районах Тохоку, Канто и Кансаи. Во время его поездки в Канто ему часто ассистировал Сагава Юкиоси (1902-1998).

Затем в 1936 г. Сокаку появляется в офисе «Осака Асахи Ньюс» и представляет себя, как «Учитель Морихея Уэсибы».

Этот эпизод из жизни Сокаку Такеда окружен спорами. Как Сокаку мог появиться так внезапно и взять на себя руководство в додзё, где Морихэи обучал с 1933г.? Так или иначе, в течение последующих двух лет и восьми месяцев, Сокаку часто посещал Осаку и преподавал Дайто-рю.

Отрытие Шинбукан додзё

Открытие Шимбукан додзё. Групповое фото (от левого края): Арикава Садатэру, Сиода Годзо, Омори Соуген, Такеда Токимунэ, Уэсиба Киссёмару и Кондо Катсуюки (сзади).

Результатом этого обучения стали два новых мастера Хиса Такума (1895-1980) и Тонэдатэ Масао, получивших в 1939г. сертификаты «мэнкё кайдэн» (документы, подтверждающие полную передачу знаний от учителя ученику).


Последние годы жизни


Последние годы жизни Сокаку Такеда, в основном, проводил на Хоккайдо.  Несмотря на свой преклонный возраст, он продолжал преподавать до самой смерти.
Ушел из жизни Сокаку 25 апреля 1943 г. в префектуре Аомори во время очередной поездки для проведения ряда семинаров.

За два года до смерти у него начался паралич. В день смерти недалеко от станции Аомори его самочувствие ухудшилось, и ученики принесли Сокаку в гостиницу в городе Ито уже мертвым.

Продолжать учение, одного из выдающихся бойцов времен самураев, было оставлено ученикам: Токимунэ Такеда, Юкиёси Сагава, Такума Хиса, Тоёсаки Мацуда, Ка-куёси Ямамото и Морихэи Уэсиба.


Легенды и истории из жизни Сокаку Такеда ::