ruenja

2017 Яманаси додзё
2016 Мюнхен

Рассказ первый

Поднявшись часа в четыре утра, мы привели себя в порядок и на такси приехали к Рю додзё Андо Сенсея, расположенное в городе Ураясу. В этот раз нас было трое. Четвертый член нашей группы предпочел культурно-развлекательную программу тренировкам, о чем и напишет ниже.

Погода в этот день совсем испортилась: было около десяти градусов тепла, дул сильный ветер, пробирающий до костей.

Андо Сенсей уже ожидал нас и, спустившись со второго этажа, показал, где мы можем переодеться. Рю додзё хоть и небольшое, но красиво оформленное и уютное. Прямо из зала айкидо небольшая лестница вела на второй этаж, где располагалась маленькая комнатка 2х2 м, в которой можно переодеться. Так как в ней были обнаружены холодильник и рабочий стол, мы предположили, что там, возможно, обитает, кто-то из учи-деши Андо Сенсея.

Таблички с фамилиями занимающихся в  Рю додзё
Таблички с фамилиями занимающихся
в  Рю додзё

Рядом с главным залом Рю додзё вовсю шли строительные работы. Как позже нам рассказал Джим Сенсэй, это строится второй, больший по размеру зал, для занятий айкидо.

Всего были запланированы две утренние тренировки и ланч с Андо Сенсеем.

Поскольку отопление не включали, в зале было очень холодно, температура внутри приблизительно соответствовала температуре снаружи. Тренироваться пришлось в спартанских условиях. Несмотря на ранний час (6:00), людей пришло очень много (особенно для зала таких скромных размеров). Из заезжих гайдзинов, кроме нас, был ещё один парень из Европы.

До начала занятия один из старших учеников Андо Сенсея, наверное, чтобы немного согреться, провел кихон доса рензоку (базовые перемещения в Ёсинкан айкидо, выполняемые непрерывно). Ровно в 6:00 началась первая тренировка. Вначале Андо Сенсей пригласил нас представиться группе, и после этих формальностей мы приступили к занятию.

Андо Сенсей объясняет принцип кудзуси (выведение из равновесия)
Андо Сенсей объясняет принцип кудзуси
(выведение из равновесия)

Вслед за стандартной разминкой, и кихон доса мы перешли к проработке ёнкадзё - четвертого контроля Ёсинкан айкидо. Затем эту же технику мы выполняли в сувари ваза (сидя по-японски на коленях). После небольшой паузы (сидели с закрытыми глазами в положении сейдза на коленях) перешли к технике оё ваза - шомен учи кокью наге (похожий бросок в дзюдо называется суми отоши – бросок в пустоту). Закончилось занятие изучением техники айкидо в положении сидя на коленях: сувари ваза сёмен учи никадзё осаэ ни, а так же выполнением кихон доса и традиционной уборкой в додзё.

Завтракать нам порекомендовали в близлежащем кафе со шведским столом. Хорошенько перекусив, и немного отдохнув, мы вернулись в зал. По дороге обратно мы проходили мимо учебного корпуса МЧС, где нам представилась возможность понаблюдать за тренировкой пожарных, на которой они отрабатывали скоростной спуск по веревке. Все проходило по команде, под счет, как в Ёсинкан айкидо, это наводило на некоторые мысли…

На второй тренировке, начавшейся в 10:00, людей было намного меньше, да и состав группы изменился. Видимо, многим удобнее заниматься перед работой в шесть утра. На этом занятии даже удалось ассистировать Сенсею в нескольких техниках.

Памятное фото с Андо Сенсеем

После второго занятия подошел Джим Сенсей, с которым мы познакомились, ещё в 2008 году, на семинаре во Львове. Немного пообщавшись, мы поднялись на второй этаж. Там был уже накрыт стол для традиционной трапезы.

Во время обеда не обошлось и без курьёзных ситуаций. Один из занимающихся, европейского вида, с которым мы общались на английском во время тренировки, вдруг заговорил на очень даже чистом русском языке, чем немного смутил нас. В такие моменты судорожно начинаешь вспоминать, не было ли сказано чего лишнего во время общения между собой. Он пошутил, представившись шпионом, и сообщил, что знает русский потому, что у его дедушки была большая коллекция русских книг (как же, как же).

На этом наш визит в Рю додзё подошел к концу, и мы, купив несколько интересных видео пособий Андо Сенсея, тепло попрощались и отправились в обратно в гостиницу.

Стоя на перроне, в ожидании JR поезда, мы обратили внимание, что странные и нехарактерные для такого места соловьиные трели, постоянно доносившиеся отовсюду, - это всего лишь запись, транслируемая из динамиков под крышей. Наверное, какие-то научные исследования показали, что это положительно влияет на психику, чем японцы и не преминули воспользоваться, организовав прослушивание птичьего пения на всех станциях метро.

Хомбу додзё Ёсинкан Айкидо. Тренировка для начинающих
Хомбу додзё Ёсинкан Айкидо.
Тренировка для начинающих

Вечером нас ждали еще две тренировки айкидо с Чино Сенсеем в Хомбу додзё. Так что, вернувшись в гостиницу, мы привели себя в порядок и, набравшись сил, отправились на заключительные занятия перед отъездом обратно в Москву.

Как и прошлый раз, нас встретил Теппей Сенсей. Во время первой тренировки зал был разделен на две половины перегородкой-трансформером. В одной из них проводились занятия айкидо для начинающих, а во второй тренировку айкидо вел Додзёчё Чино Сенсей. Перед занятием нас спросили, с кем мы хотели бы заниматься: с начинающими айкидоками или с черными поясами. Мы решили присоединиться к последним. Правда, у некоторых из занимающихся черный пояс был уже весь истерт и казался наполовину белым.

На этот раз, оба зала были заполнены. Так как близился экзамен, тренировка проходила по такому же принципу, как и в Киото у Жака Пайе. Каждый работал по своей программе. Чино Сенсей, время от времени подходил и подсказывал, что и как делать. Так как никто не говорил по-английски, кроме Теппея Сенсея, нам пришлось работать в следующем режиме: один называет технику из программы экзаменационного теста по Ёсинкан айкидо, другой выполняет, затем наоборот. Так мы проработали один час.

После краткого десятиминутного отдыха перегородку в зале убрали, и людей прибавилось. Вторая тренировка проходила в том же ключе.

Прощание с Хомбу додзё Ёсинкан Айкидо

По окончании занятий Теппей Сенсей передал нам сертификат нового, зарегистрированного в Хомбу додзё, Московского клуба «Дасэйкан» (одного из клубов Московской Ассоциации клубов Ёсинкан Айкидо), подарил каждому члену нашей группы по полотенцу с логотипом Хомбу додзё Ёсинкан айкидо и, тепло попрощавшись, проводил нас.

Уже поздним вечером мы отправились бродить по ночному Токио в поисках круглосуточного суши-бара. После 23 часов город казался пустынным, но, свернув на одну из узких улочек, мы наткнулись на целый квартал баров и ресторанов, где вовсю кипела жизнь и подвыпившие офисные сотрудники шумно расслаблялись после трудового дня. Зайдя в одно из кафе, мы отведали сашими и блюдо из сырой конины, после чего отправились обратно в гостиницу собирать чемоданы. По пути нам встретилось несколько заведений с весьма откровенными экспозициями, фотографии которых мы постеснялись выкладывать в галерею, чтобы на страницах сайта не пришлось делать пометку «18+». В Японии же никакого секрета из этого, судя по всему, не делают.

Рассказ второй

Бочки с вином храм Мэйдзи. Район Сибуя

Решив, что ехать к 6 утра на тренировку, пропуская завтрак, да еще будучи порядком приболевшей, нецелесообразно, я спокойно выспалась, перекусила и отправилась на вокзал, чтобы поехать в запланированную деревню ниндзя. На станции Токио, где находился основной офис JR pass для иностранцев, мы с работницей минут 30 пытались придумать, как мне добраться до этой деревни. Было два варианта – поехать на поезде, который отъезжает через два часа (но тогда бы я приехала туда к 15:30, а деревня закрывается в 16-17), либо поехать другим транспортом с кучей пересадок и финансовыми затратами. Пришлось отказаться от своего первоначального плана и устроить себе экскурсию по храмам Токио.

Для начала я направилась к храму около Токийской башни, мимо которого пробегала ночью и не успела его хорошо разглядеть. К нему вели традиционные японские красные ворота и еще ворота-здание с загнутой крышей. Храм красиво возвышался на холме, окруженный деревьями сакуры и с Токийской башней на заднем плане. Внутри взору открывалась невероятно красивая конструкция с колокольчиками, свисающая с потока, алтари и магазин с храмовыми сувенирами, которые в других храмах я не встречала. При входе стояла коробочка со свернутыми в пластиковые мешочки предсказаниями. Нужно было опустить в нее 200 йен (хотя никто за этим не следил) и выбрать себе предсказание на год, что я и сделала. Предсказание мне попалось очень удачное (там был перевод на английский). Кроме того, там был маленький японский божок, которого надо носить с собой, чтобы все сбылось. Неудачные же предсказания японцы вешают на специальные деревья у храма, чтобы они не сбылись.

Храм с колокольчиками вместо люстры

Снаружи храма около зеленых насаждений стояли ряды каменных человечков в красных вязаных шапочках, рядом с каждым из которых были цветы в вазах с иероглифами на них, ветряные вертушки и подставка для свечки. В Японии редко хоронят людей из-за отсутствия свободного места, поэтому распространена кремация, после которой родственникам выдают урну с прахом, которая часто занимает место в доме на домашнем алтаре. Возможно, что внутри каждого человечка была урна с прахом, а может, он просто был посвящен умершему.

Далее я решила посетить храм Мэйдзи недалеко от района Сибуя. Храм располагается в большом парке Ёёги, так что до него пришлось пройти немалое расстояние. Храм не сильно меня впечатлил, но вот по дороге к нему стояли ряды бочек французского вина с табличками и бочек саке с рисунками на них. Уж не знаю, полные они были или пустые, проверять не стала, но сам факт меня очень заинтересовал.

При храме был чудесный магазинчик с сувенирами, где я закупилась подарками друзьям, родственникам и себе любимой.
Решив непременно найти себе джинсы с сакурой, я устремилась в противоположную от храма сторону к магазинам. Не найдя ничего интересного, я чисто случайно вышла на неформальную улочку Takeshita dori, где плотным потоком от магазина к магазину шла молодежь. Магазины были именно молодежные, с одеждой, аксессуарами и вещами разных стилей от детской одежды, стиля лолиты, хип-хопа и панка, до готик-лолиты и металла. Успешно прикупив себе кое-что, я вспомнила, что хотела посетить императорский дворец, но в 17 ч он был уже закрыт, так что, сфотографировав императорский парк снаружи и кучу небоскребов на станции Токио, я отправилась обратно в отель собирать вещи к завтрашнему отъезду в Москву.

Ну вот собственно говоря и всё. Если опустить подробности о том как мы закупались всякой всячиной в Duty Free, то рассказ о нашей поездке можно считать оконченным.

Фото, заключительного, десятого дня »

День 1. Первые впечатления. »

День 2. Ужасный понедельник. »

День 3. Хомбу Додзе Ёсинкан Айкидо. »

День 4. Мугендзюку додзё Ёсинкан айкидо. День первый. »

День 5. Второй день в додзё Ёсинкан Айкидо Мугендзюку »

День 6. Додзё Ёсинкан Айкидо Яманаси. Встреча с Такено Сенсеем. Часть первая »

День 6. Додзё Ёсинкан Айкидо Яманаси. Встреча с Такено Сенсеем. Часть вторая »

День 7. Пять тренировок с Такено Сенсеем в Яманаси додзё
. »

День 8. Токио. В поисках якудза »

День 9. Токио. Сакура расцвела »